Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Анаит тер-аванесян, анаит егикян.

Анаит (Անահիտ)

Фрагмент бронзовой статуи на почтовой марке (Армения, 1992 г.)
Мифология: Армянская мифология
В иных культурах: Артемида, Афродита, Ардвисура Анахита, Диана
Местность: Великая Армения
Занятие: Главная богиня. Медицина
Отец: Арамазд
Атрибуты: младенец на руках

Ана́ит (Анахит) (арм. Անահիտ) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты[1] распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространения в Армении зороастризма и эллинистической культуры[2]. Несмотря на то, что Анаит была богиней плодородия, в Армении, в отличие от Персии, культ Анаит, согласно некоторым исследователям, не был связан с водой[3]. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать»[3][4]. Золотая статуя богини стояла в главном храме Ереза (иначе Ерзнка — современный Эрзинджан) на берегу реки Арацани[5].

Содержание

Место в пантеоне

Согласно Страбону, в I веке до н. э. — I н. э. армяне исповедовали ту же религию, что персы и мидийцы, и особенно почитали Анаит (Анаитис у Страбона)[6]. В Армении культ Анаит начал распространяться в IV в. вслед за его распространением в Малой Азии и Сирии в период правления Артаксеркса II, прозванного Мнемоном[7]. До воцарения династии Сассанидов упоминание святилищ богини Анаит предполагает широкое распространение её культа не только в Иране, но и далеко на запад — в Армении и Вавилоне. Однако при археологических раскопках, которые сравнительно интенсивно проводились в этих районах, не было обнаружено храмов, определенно посвященных богине Анаит за пределами Ирана[8].

Анаит считалась главной богиней в древнеармянском государстве, покровительницей армянских царей[9]. Так царь Трдат I восхвалял «благородную Госпожу Анаит, мать знаний, дочь великого и всемогущего Арамазда»[10]. Золотые статуи, посвященные Анаит, находились в храмах по всей Армении[11]. В Сатале была обнаружена изготовленная из бронзы голова, напоминающая греческую Афродиту, которую считают принадлежащей статуе Анаит. Согласно одному из старинных источников все статуи Анаит в Армении были изготовлены греческими мастерами[12]. После принятия христианства в Армении при царе Трдате III все изображения Анаит по всей Армении были уничтожены[13].

Согласно Мовсесу Хоренаци, к Анаит обращались за помощью в случае болезни[11].

Истоки почитания богинь плодородия в Армении

В земледельческой стране, какой являлась Армения, почитание богинь плодородия наряду с поклонением умирающему и воскресающему богу уходит в глубокую древность. В VI—IV вв. до н. э. таким божеством считался Ара Прекрасный, богиней плодородия — Астгик. В III—I вв. до н. э. среди богинь на первое место выдвинулась «иранская (бактрийская) Анаита, покровительница вод, образ которой на территории Армении и Малой Армении слился с образами малоазийских богинь плодородия»[14].

Возможно, первоначально Анаит и Астхик были именами одного божества. Постепенно Анаит и Астхик стали почитаться как две различные богини. В Армении с именем Анаит был связан, в первую очередь, культ плодородия (в этом сказалось влияние иранской богини Ардвисуры Анахиты), и по этой причине изменился и характер культа Анаит: здесь он потерял оргиастический характер. Её именовали «великая мать», «великая госпожа», «мать целомудрия» и считали покровительницей армян[15]. Культ богини плодородия Анаит был связан с поклонением дереву. В храмах Анаит стояли эллинистические статуи Артемиды, которые воспринимались как изображение армянской богини плодородия[16].

Почитание

В Армении в первые века до нашей эры и в первые века нашей эры верховная богиня Анаит, пользовалось большим почетом. По свидетельству Мовсеса Хоренаци армянский царь Ерванд (IV в. до н. э.), перенеся свою столицу из Армавира во вновь сооруженный им город Ервандашат, «на север от него построил небольшой городок… назвав его Багараном, что значит „в нем поставлены жертвенники“, и перенес туда всех кумиров, бывших в Армавире». Среди них — изображения бога Солнца и богини Луны. «Ерванд, — пишет Мовсес Хоренаци, — насадил также большую рощу на северной стороне реки, обвел её стенами, впустил туда быстрых оленей, ланей, онагров и вепрей, которые, размножившись, наполнили рощу для царской забавы во время охоты. Он назвал её Рощею Рождения». «Наименование рощи заставляет вспомнить одну из функций богини плодородия — способствовать размножению стад. Быть может, это позволяет видеть в богине Луны, статуя которой была перенесена из Армавира, если не Анаит, то, вероятнее всего, богиню-мать армян. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о том, как выглядела эта статуя»[17].

При строительстве Арташесом I (189—160) города Арташата (II в. н. э.) царь, как пишет Мовсес Хоренаци, сооружает там храм и из «Багарана переносит туда изображение Артемиды и всех богов своих предков, но изображение Аполлона ставит за городом около (большой) дороги». «В этом сообщении историка (Мовсеса Хоренаци), — пишет К. В. Тревер, — говорится о статуях тех же двух божеств, о которых он упоминал в связи с храмом в Армавире и Багаране, а именно: Солнца и Луны, — но знаменательно, что, говоря о II в. до н. э., он уже не называет их старыми армянскими именами (Арегак и Лусин), а, учитывая, видимо, знакомство армян в этот период с эллинистической культурой… прилагает к ним античные имена»[18].

Анаит-Артемида сочетала в себе и астральное начало, являясь богиней луны; она считалась также покровительницей столицы Арташат, а затем и всей страны. За богиней упрочилась слава великой матери-богини — заступницы и кормилицы[19].

Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа). Во время этих праздников тысячи паломников (многие из которых надеялись получить исцеление) собирались у храмов богини. Празднования сопровождались песнопениями, плясками, спортивными соревнованиями и пирами. В жертву Великой госпоже приносились белые быки с позолоченными рогами, многочисленные стада которых паслись на пастбищах около её храмов. Согласно Плутарху, в 69 г. до н. э. солдаты Лукулла видели многочисленные стада коров с клеймом в форме факела, предназначенных для принесения в жертву богине, которые паслись на лугах вокруг храма Анаит в Томисе, расположенном на берегу Евфрата в Софене[20]. Именем богини Анаит назывался 19 день каждого месяца по древнеармянскому летоисчислению.

На протяжении эллинистического периода армянской культуры Анаит пользовалась высоким почитанием. Храмы Анаит находились в Багаране, Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате, городе Артемиды (позднее Вагаршапат), Ани (Камах), Ерезе, в области Андзневаци, в месте, называемом Дарбнац-кар, вероятно, ещё и в ряде других центров. Города Ани, Арташат, Ерез и Аштишат являлись в то время четырьмя из семи главных богомолий армян. Все эти культовые центры лежали на Евфрате, который считался священной рекой (кроме Арташата, построенного на Араксе)[21]. Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар»[22]. Согласно Мовсесу Хоренаци, традиция приписывала сооружение храма Анаит в Ерезе Тиграну Великому[23]. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»)[24]. Был известен ещё один район Армении, расположенный на реке Кура около границ Иберии и Албании, который также назывался «землей Анаит», и который подобно Акилисене, был территорией храма, посвященного богине Анаит[25].

После принятия христианства в Армении в качестве государственной религии в 301 г. поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице[26].

Историки о богине Анаит

Согласно древнегреческому философу и биографу Плутарху, храм в Ерезе был самым богатым и величественным в Армении.

Древнеримский писатель Плиний Старший рассказывал, что император Октавиан Август, приглашенный на ужин одним из военачальников, спросил : «Правда ли, что осквернители статуи богини Анаит были наказаны разгневанной богиней». «Нет!» — ответил военачальник, — «Напротив, мне повезло, так как я потчую Вас из посуды, сделанной из бедра её золотой статуи».

Впоследствии армяне возвели новую золотую статую богини Анаит в Ерезе и поклонялись ей до времени принятия христианства при Григории Просветителе.

Храм Анаит в Ерезе был самым богатым и почитаемым в Армении. Согласно Страбону, римскому историку I в. до н. э., армяне «посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причем никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной»[27]. «Другими словами, культ и обряды, посвященные Анаит, были сходны с теми, которые известны как для Астарты, так и для других богинь плодородия»[28]. Храмовая проституция в храмах Ардвисура Анахиты — элемент перенятый из семитских религиозных практик[29]. До наших дней не сохранилось доказательств, что для культа Анаит священная проституция была характерной или практиковалась по всей территории Армении повсеместно, тем более, что армянские авторы после принятия христианства никогда не описывали этого явления для того, чтобы использовать этот факт для атак на старую религию[30].

Современное значение

Памятная золотая монета с изображением богини Анаит, выпущенная Центральным Банком Армении в 1997 г.

Бюст позолоченной бронзовой статуи богини Анаит, который был найден в Ериндже, недалеко от Эрзрума (современная Турция) в 1870-е годы, в настоящее время хранится в Британском музее. Его копия выставлена в Музее истории в Ереване, Армения.

В 1997 г. Центральный Банк Армении выпустил памятную золотую монету с изображением богини Анаит на лицевой стороне монеты.

Женское имя Анаит весьма популярно в современной Армении — в 2010 году оно было четвёртым по популярности среди новорожденных девочек[31][32].

Литература

  • Мелик-Пашаян К. Культ богини Анаит. — Ер., 1963.

Примечания

  1. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    ANĀHĪD (Old Pers. Anāhitā, New Pers. Nāhīd, Armenian Anahit, Greek Anaitis), Mid. Pers. form of the name of the Iranian goddess Anāhitā.

  2. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    Hellenic influence having given a new impetus to the cult of images in Iran, it may safely be assumed that Anāhīd’s statues were still venerated during the Parthian period; and positive evidence for this comes from Armenia, then a Zoroastrian land.

  3. 1 2 Anthony S. Mercatante, James R. Dow. The Facts On File Encyclopedia of World Mythology and Legend. — 3. — 2009. — С. 68. — 1123 с. — ISBN 978-0-8160-7311-5

    The cult of Anahita was found in Armenia under the name of Anahit, the "great queen, " the "one born of gold, " "the golden mother, " who, though a fertility goddess, was not connected with water, as in Persia.

  4. The heritage of Armenian literature, Volume 1, стр. 67, Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk, Nourhan Ouzounian
  5. Города исторической Армении (Պատմական Հայաստանի քաղաքները)
  6. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    The Armenians, according to Strabo (Geography 11.14.16), shared in the religion of the Persians and the Medes and particularly honored Anaïtis (see Armenian religion).

  7. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    Plutarch (Artaxerxes 27) also states that Artaxerxes Mnemon piously made his concubine Aspasia become a priestess of «Artemis whom they call Anaitis.» It was probably in his reign that the Anāhitā cult began to gain ground in Asia Minor and Syria before spreading to Armenia.

  8. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    For the period prior to the establishment of the Sasanian dynasty, mention of sanctuaries of Anāhitā suggests a widespread practice of her cult not only in Iran but as far west as Armenia and Babylon. Although archeological exploration has been relatively extensive in these areas, no temples to the cult of Anāhitā have been located with any degree of certainty outside of Iran.

  9. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    The kings of Armenia were steadfast supporters of the cult at Eriza, which seems to have been closely associated with the national monarchy.

  10. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    … Armenia, then a Zoroastrian land. Here Anāhīd was much beloved, being invoked as «noble Lady… mother of all knowledge, daughter of the great and mighty Aramazd.»

  11. ↑ Encyclopaedia of Religion and Ethics: Algonquins-Art, стр.797, James Hastings
  12. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    A fine bronze head, like that of a Greek Aphrodite, has been found at Satala, which is thought to belong to a statue of Anāhīd. (All statues in Armenia, according to an old source, were made by Greek craftsmen.)

  13. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    After the conversion of Tiridates, the images of Anahit throughout Armenia were smashed.

  14. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 214.

    В земледельческой стране, какой являлась Армения, представление об умирающем и воскресающем божестве уходит в глубокую древность. В VI—IV вв. до н. э. таким божеством считался Ара Прекрасный, богиней плодородия — Астгик. В III—I вв. до н. э. среди богинь на первое место выдвинулась «иранская (бактрийская) Анаита, покровительница вод, образ которой на территории Армении и Малой Армении слился с образами малоазийских богинь плодородия».

  15. Анахит // Энциклопедия «Мифы народов мира»
  16. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 216.

    Думаю, что все эти едва ли исчерпывающие сведения достаточны для того, чтобы показать значение культа богини плодородия Анаит и связанного с ним поклонения дереву. Важно также отметить, что в её храмах стояли эллинистические статуи Артемиды, которые воспринимались как изображение армянской богини плодородия.

  17. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 214.

    Однако и сейчас можно с уверенностью сказать, что в Армении тех столетий верховное женское божество, известное под именем Анаит, пользовалось большим почетом. Приведем некоторые сведения, почерпнутые нами из письменных источников. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, армянского историка V в. н. э., армянский царь Ерванд (IV в. до н. э.), перенеся свою столицу из Армавира во вновь сооруженный им город Ервандашат, «на север от него построил небольшой городок… назвав его Багараном, что значит „в него поставлены жертвенники“, и перенес туда всех кумиров, бывших в Армавире». Среди них — изображение бога Солнца и богини Луны. Следующая глава носит название «Насаждение рощи, называемой рощей рождения». «Ерванд, — пишет Мовсес Хоренаци, — насадил также большую рощу на северной стороне реки, обвел её стенами, впустил туда быстрых оленей, ланей, онагров и вепрей, которые, размножившись, наполнили рощу для царской забавы во время охоты. Он назвал её Рощею Рождения» 30. Наименование рощи заставляет вспомнить одну из функций богини плодородия — способствовать размножению стад. Быть может, это позволяет видеть в богине Луны, статуя которой была перенесена из Армавира, если не Анаит, то, вероятнее всего, богиню-мать. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о том, как выглядела эта статуя.

  18. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 214-215.

    При строительстве Арташесом I (189—160) города Арташата (столица Армении со II века н. э.; Араратская область, на левом берегу Аракса) царь сооружает там храм и из «Багарана переносит туда изображение Артемиды и всех богов своих предков, но изображение Аполлона ставит за городом около (большой) дороги» 31. «В этом сообщении историка (Мовсеса Хоренаци), — пишет К. В. Тревер, — говорится о статуях тех же двух божеств, о которых он упоминал в связи с храмом в Армавире (и Багаране. — Т. И.), а именно: Солнца и Луны, — но знаменательно, что, говоря о II в. до н. э., он уже не называет их старыми армянскими именами (Арегак и Лусин), а, учитывая, видимо, знакомство армян в этот период с эллинистической культурой… прилагает к ним античные имена».

  19. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 214.

    Из вышесказанного видно, что Анаит-Артемида сочетала в себе и астральное начало, являясь богиней луны; она считалась также покровительницей столицы Арташат, а затем и всей страны. За богиней упрочилась слава великой матери-богини — заступницы и кормилицы.

  20. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    Another center of Anāhitā’s worship was the city of Tomisa on the Euphrates in Sophene (south-west Armenia) on the Cappadocian frontier. In 69 B.C., the soldiers of Lucullus could see in the territory of Tomisa plenty of sacrificial cows roaming around freely, which were consecrated to Persia Artemis and bore on the head the brand of her in the shape of a torch (Plutarch Lucullus 24.6).

  21. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 216.

    Вышеприведенные свидетельства позволяют говорить о том, что на всем протяжении эллинистического периода армянской культуры Анаит пользовалась высоким почитанием, её храмы и статуи находились в Армавире, последовательно в Багаране и Арташате, Аштишате, очевидно, городе Артемиды (позднее Вагаршапат), Ани (Камах), Ерезе, в области Андзневаци, в месте, называемом Дарбнац-кар45, вероятно, ещё и в ряде других центров. Города Ани, Арташат, Ерез и Аштишат являлись в то время четырьмя из семи главных богомолий армян 46. Все эти культовые центры лежали на Евфрате, который считался священной рекой (кроме Арташата, построенного на Араксе).

  22. История Древнего мира. Том 2.

    Во всех перечисленных странах должность главного жреца была второй в государстве после должности царя. В каждой из них (и в этом — отличие от более древнего царства Урарту) существовали огромные храмовые хозяйства и даже целые области, населенные храмовыми людьми. Такова, например, была, по-видимому, область Анахтакан, принадлежавшая храму богини Анаит в Армении.

  23. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    From the 1st century A.D. onward, a temple of this goddess at Eriza (Erez) in Acilisene enjoyed great fame; an unverifiable tradition ascribed its foundation to Tigranes the Great (Moses of Khoren 2.14 in Langlois, Historiens II, p. 88).

  24. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 217.

    … некий монах «жил на большой горе на месте богов (капищ), которые называют Атор Анахит — то есть престол Анахиты».

  25. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    Another region lying on the Cyrus river, near the borders of Iberia and Albania, was also called «the land of Anaitis» (Dio Cassius 36.53.5); like Acilisene, it was doubtless the territory of a temple dedicated to Anāhitā but otherwise unknown.

  26. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 218.

    Несмотря на ожесточенную борьбу христианской церкви с язычеством, образ богини-матери, чаще всего сливаясь с образом богоматери, продолжает жить в сознании армянского народа вплоть до XX в. и самостоятельно.

  27. ГЕОГРАФИЯ в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М / С. Л. Утченко. — «Ладомир», 1994. — С. 501.

    Мидийцы и армяне почитают все священные обряды персов. В особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах, в том числе и в Акилисене. Они посвящают здесь на служение богине рабов и рабынь. В этом нет ничего удивительного. Однако знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причем никто не считает недостойным вступать в брак с такой женщиной.

  28. Образ богини в армянских миниатюрах XI века (рус.). — Москва: Наука, 1967. — С. 215 - 216.

    Другими словами, культ и обряды, посвященные Анаит, были сходны с теми, которые известны как для Астарты, так и для других богинь плодородия.

  29. ANĀHĪD  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011.

    … daughters of the most eminent families were required to serve as prostitutes in it before marrying (Strabo Geography 11.14.16), an element likely borrowed from the Semitic religious practices (E. Meyer, Lexikon der griechischen und römischen Mythologie, ed. W. H. Roscher, I, 1884, col. 333).

  30. Encyclopaedia of Religion and Ethics: Algonquins-Art / James Hastings. — Elibron Classics, 2001. — Vol. 1. — P. 797. — 587 p. — ISBN 1402194331, 9781402194337

    We have absolutely no proof, however, that this sacred prostitution was characteristic of the Armenian Anahit throughout the country, especially as native Christian writers do not mention it, although they might have used it to great advantage their attacks upon old religion.

  31. Наиболее часто пoвторяющиеся имена новорожденных по полу (по состоянию на 31.03.2011 г. данные 2010 г. уточнены). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012.
  32. Наиболее часто повторяющиеся имена новорожденных по полу, в январе-декабре 2009 г.. Национальная статистическая служба Республики Армения (05.05.2011). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012.

Ссылки

  • Анахит. // Энциклопедия «Мифы народов мира».
  • Анаит. // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.
  • Анахит. // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

См. также

Tags: Анаит тер-аванесян, анаит егикян.