Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Перейти к: навигация, поиск
Зоранамак

Зоранамак (арм. Զորանամակ, дословно — Военное письмо) — исторический документ, военный регистр Великой Армении. Является важнейшим источником военно-политического строя античной и раннесредневековой Армении.

История

Зоранамак представляет из себя список армянских княжеских династий и количество представляемой ими конницы в царском войске. Был составлен между VI и VIII вв., более вероятной считается промежуток между 579 и 651 годами[1]. Основан на официальных документах своего времени, однако для усовершенствования списка были введены также имена некоторых, к тому времени уже не существующих, династий[2]. Несмотря на относительно позднее составление, сравнение с информацией, полученной современными историками из разных источников, показало его достаточную точность[3].

Содержание

Список разделен на 4 подсписка, названные воротами (арм. դուռն) — южными, северными, западными и восточными. В каждом из них имена 21 или 22 княжеских родов, в общем 86 имён. Упоминаются также собственно царская конница, и конница князя Мардпетакан. Многие из имен имеют топономический характер, и окончательно неясно существовала ли такая династия, или же владеющий данными землями дворянин автоматически получал соответствующее имя. Некоторые из имен также трудно читаемы и их аутентичность ставится под сомнение[2].

Ниже представлены имена армянских княжеских династий, их возможное происхождение согласно современной науке и традиционное происхождение, количество их конницы в царской армии согласно «Зоранамаку», дворянский титул и принадлежность к «воротам». Жирным шрифтом выделены роды носившие титул царя (до создания или после падения царства Аршакидов). Курсивом выделены топономические имена.

Комментарии
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Этот род нигде более не упоминается.
  2. имя этого знатного рода в рукописях отсутствует, однако есть неупоминаемое больше нигде род Амаскуни. Скорее всего, ошибка переписчика.
  3. несмотря на название, имя этой династии носит не топономический, а эпономический характер, давшее название гавару Андзевацик провинции Васпуракан.
  4. некоторые исследователи считают правильной цифру 3200
  5. некеторые исследователи считают правильной цифру 9400

Примечания

  1. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 234

    This fourfold division of the armed forces reflects the one introduced in the Iranian empire by the Great King Chosroes I (531—579). This monarch’s regnal years are, accordingly, the terminus a quo of the situation reflected in the Register. On the other hand, the in stitution of the Armenian vassal cavalry was discontinued by the Caliphate c. 750, which date is, therefore, the terminus ad quern, although, as will be seen presently, this term may rather be the downfall of the Sassanid empire.

  2. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 234

    In his endeavor to make the list as complete as possible the author included in it 15 princely houses which had left the Armenian Monarchy or had become extinct before the establishment of the Sassanid emperor’s immediate suzerainty over the Princes in 428. The author, moreover, included 18 names which do not represent any dynasties at all, but rather designate various territorial units that may wholly in part have belonged to princes of different names. The document contains also 12 names that are corrupt beyond recognition, but which seem to stand likewise for territorial units.

  3. Sirarpie Der Nersessian The Armenians. — Praeger, 1970. — С. 56. — 216 с.
  4. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

    The Princes Gabelean were sovereign in the land of that name in Ayrarat, on the right bank of the middle Araxes, across the river from the Abeleans, together with whom they are frequently mentioned in the monuments. Like the Abeleans, they seem to have been a junior branch of the House of Kamsarakan.

  5. ↑ http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7]

    Над хранилищами (назначается) некто по имени Габал, ведать обслуживанием и престолами — Абел; царь жалует им деревни, кои носят их имена, как и нахарарства — Абелеанк и Габелеанк.

  6. гавар Аке провинции Васпуракан
  7. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Приметив (некоего) мокца, мужа из соответствующей обла­сти (Мокк), главаря водруженной мечами толпы, он учрежда­ет там нахарарство. То же самое (относится к родам) Кордваци, Андзеваци и Акеаци.

  8. провинция Алдзник
  9. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 23

    Мы за­были было про Сенекерима, ибо приблизительно восемьюдесятью годами раньше царствования Навуходоносора царем Ассирии был Сенекерим, который осадил Иерусалим в дни иудейского вождя Иезекии. Он был убит своими сыновьями Адрамелеком и Санасаром, которые спаслись бегством у нас. Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения сана бдеашхства этих краев.

  10. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 197

    The Princes Amatuni were a Caspio-Median, or Mannaean, dynastic house from Artaz, with the city of Shawarshan (later Maku, in northeastern Vaspurakan), situated between lakes Van and Urmia (Mantiane), which subsequently ruled a State in Aragatsotn, in Ayrarat, centered in the castle of Oshakan. They were variously attributed a descent from Astyages of Media and a Hebrew descent.

  11. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 57

    В дни его, говорят, прибыл из восточных краев Арийский стра­ны род Аматуни. Изначально они иудеи — происходят от некоего Мануке, у которого был сын огромного роста и силы, нареченный Самсоном согласно обычаю иудеев присваивать имена предков в надежде (на сходство с ними). И вправду, даже и теперь мож­но наблюдать это среди потомков Аматуни, людей статных, благородных и сильных и во всех отношениях достойных. Они были уведены Аршаком, первым парфянским царем, и преуспели там, в Арийской стране, достигнув высоких почестей в краю Ахматана. Часть персов называет их Мануеан, по имени предка.

  12. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Мужа с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомка внука Хайка Паскама по имени Торк, прозванного Ангелеа из-за крайне безобразного вида, могучего исполина, он назначает наместником западного края. По неприглядности лица он и род его наименовывает Ангелтун.

  13. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 167

    The chief, eponymous, fortress of Ingilene, and apparently of the entire March, was Angl, seemingly the Ingalawa of the Hittite records and afterwards the holy city of the Orontids and capital, under the name of Carcathiocerta, of their Sophenian kingdom. As such it housed the royal treasures and the tombs of the ancient — Orontid — kings.

  14. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 198

    The Princes Andzewats’i, of the canton of the same name with the chief castle of Kangvar, southeast of Van and northwest of Ake, were possibly a branch of the ancient Medo-Carduchian Princes of Mahkert.

  15. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

    The Princes Apahuni were sovereign in the homonymous land in the upper valley of the Arsanias, north of Van, in what was later Turuberan. The historical tradition asserts their greatness and the Haykid origin in common with the Houses of Bznuni, of Manawazean, and of Orduni, which signified the — probably royal — Urartian origin

  16. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    После этого Валаршак утверждает нахарарство Цопк в так называемой Четвёртой Армении, а также нахарарства Апахуни, Манавазеан и Бзнунакан, из родов соответствующих потомков Хайка.

  17. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

    The Princes Arawelean or Aruelean and the Princes Arawenean held territories in Ayrarat, the former being traditionally descended from the Kings of Alania (Ossetia) and the latter being, together with the Zarebawanids, a — traditionally Haykid — line of the Orontids.

  18. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 58

    В его дни также и Аравелеаны, аланского племени, родствен­ники Сатиник, прибывшие вместе с нею, были возведены в (от­дельный) род и в нахарарство Армянской страны, в качестве со­родичей великой царицы.

  19. ↑ http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/01.html Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 31]

    Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их и приписывались ему некото­рые подвиги, очень похожие на Геракловы. Его потомками являются Вахуни, (потомками) младшего его сына Аравана — Аравенеаны.

  20. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

    The Princes Artsruni formed a line of the Orontid Dynasty which was settled by the Artaxiad kings away from Sophene, on the Median border.

  21. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7

    Оба эти дома — Арцруни и Гнуни — происходят от отпрысков Сенекерима.

  22. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 185—192
  23. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Но Валаршак утвердил за отпрысками Гушара Хайкида также княжество Ашоцк и владение Таширк.

  24. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 199

    The Princes Bagratuni (the Bagratids) were a separate line of the Orontids .

  25. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 22

    И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими поче­стями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда.

  26. гавар Басен провинции Айрарат
  27. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 218—219

    The Princes Orduni or Uorduni were sovereign at Uordoru in Phasiane, in the upper valley of the Araxes, in Ayrarat. They were traditionally ascribed the Haykid origin in common with the Bznunis and the other Urartian dynasties. Manag of Phasiane, who took part in the royal campaign against the Vitaxa of Arzanene sometime between 337 and 342, must have belonged to this house.

  28. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 216

    The Princes Bznuni were the dynasts of the homonymous land on the north shore of lake Van to whom the historical tradition ascribes the Haykid origin in common with the Houses of Apahuni, Manawazean, and Orduni, which in this case signifies Urartian — probably royal — origin.

  29. ↑ [1]Robert H. Hewsen, «The Primary History of Armenia»: An Examination of the Validity of an Immemorially: History in Africa,Vol. 2, 1975, p. 93

    Moses makes Manavaz the younger son of Armenak and a brother of Armais, but he is almost certainly an historical memory of the Urartian ruler Menuas (ca. 810-ca. 786 B.C.). Baz, the son of Manavaz, can be recognized in the Urartian prince Bias, a contemporary of Argisti cited in a Urartian inscription.

  30. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 12

    Из них Манаваз наследует Харк, а сын его Баз — северо-западное побережье соленого озера и нарекает по своему имени как область, так и озеро. Говорят, что от них про­изошли родовладычества, именуемые Манавазеан, Бзнуни и Ордуни.

  31. гавар Буха провинции Тайк
  32. гавар Ванан провинции Айрарат
  33. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 6

    Затем, отправив и западных жителей, он спускается к зелёным лугам близ удела Шара, которые древ­ние именовали Безлесным или Верхним Басеаном, а впоследствии из-за колонистов булгара Влндура Вунда, поселившихся там, были названы по его имени Ванандом.

  34. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 215

    The Princes Vahewuni or Vahuni were traditionally descended from the Haykid Vahagn, the Heracles of Armenian paganism, and reigned as High Priests of pre-Christian Armenia. Their connection with the Orontid temple of the Sun and of the Moon at Armawir and the origin in common with the Araweneans and the Zarehawanids, remembered in the historical tradition, must indicate their Orontid origin.

  35. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 12

    Впоследствии, во вре­мена Арташеса, внука Валаршака, жил один из потомков Гелама, юноша по имени Вараж удачливый в охоте на оленей, серн и кабанов, метко попадавший в цель. Арташес назначает его началь­ником царской охоты и отводит ему селения у берегов реки, име­нуемой Храздан. Говорят, что дом Варажнуни происходит от него.

  36. гавар Гардман провинции Утик
  37. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    И вот, один из его потомков, упомянутый именитый и доблестный Аран, и был на­значен парфянином Валаршаком наместником-десятитысячником. Говорят, что племя утийцев и княжества гардманцев, цавдейцев и гаргарцев происходят от его отпрысков.

  38. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 204—205

    The Princes Gnt’uni, traditionally ascribed a Canaanite origin and the office of Master of the Wardrobe of Great Armenia, were sovereign in Nig (Abaran), in the Kazal valley, in Ayrarat, which they received from King Tiridates II (217—252), as is attested by a contemporary inscription.

  39. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7

    Одевающим себя (он назначает) Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни.

  40. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 205

    The Princes Gnuni were a branch of the same Orontid line as the Artsrunis and claimed, like them, the descent from Sennacherib of Assyria

  41. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 205

    They were enfeoffed, moreover, succeeding in this the House of Anzitene after 363, with the office of Seneschal (and perhaps also that of Great Butler) of Armenia.

  42. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7

    (Имя рода) Гнуни я мыслю как «гини уни», ибо он изготовлял напитки, предназначенные для царя. Интересно, что (название) дела мужа совпадало с его име­нем, ибо, будучи приготовителем царских напитков из отборных и вкусных вин, он в то же время носил имя Гин. Говорят, Валаршак немало потешался над этим и определил его род в число нахарарских.

  43. гавар Голтн провинции Айрарат
  44. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 203—204

    The Princes of Colthene, on the Siunian border of Vaspurakan, on the left bank of the Araxes, were traditionally ascribed a descent from the — Haykid — House of Siunia. Actually, however, they appear to have been a Bagratid branch.

  45. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Что до родов Рштуни и Голтнеци, то по найденным мной сведениям они действительно ответвились от Сисакова племени.

  46. провинция Гугарк
  47. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Наместничество северного края, расположенного против горы Кавказа, он поручает великому и могучему роду и присваивает его родовладычеству титул бдеашха Гугаркского. Этот род про­исходит от Михрдата, нахарара Дария.

  48. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 47

    Что до Нерсеса, сына Гисака, сына его кормилицы, то, учредив для него (нахарарский) род, он присваивает ему, по подвигу отца, имя Димаксеан, ибо, как мы уже говорили, тому мечом снесли половину лица, когда он за­щищал Арташеса.

  49. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

    The Princes Dziunakan, ruling a State in Ayrarat and invested according to tradition with the office of Master of the Summer Palaces of Great Armenia, are presumable Kamsarakan cadets.

  50. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7

    Скажу, что Спандуни (были назначены) над бойнями, Хавнуни же — сокольничими и ловцами соколов, ибо жили в лесах. И да не сочтешь болтовней, что Дзюнаканы были сторожами летних резиденций и поставщиками снега, а затем в качестве царской челяди были переведены в сословие азатов.

  51. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 220

    The Princes Entsayatsi reigned in Entsayats'- or Andzahi-dzor, with the Castle of Kotor, in Vaspurakan, which appears to have been an appanage of the Mardpets, and so they may have been a cadet branch of the House of Mardpetakan.

  52. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 204

    Тhe Princes Eruanduni were, as their dynastic patronymic asserts, Orontids, with the State, which derived its name from them, situated east of Van and north of Andzewats’ik.

  53. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 219

    The Princes of Zarewand (Zarehawan) belonged to the same Orontid, traditionally Haykid, line as the Princes Arawenean and Vahewuni, though they may also have been a subdivision of the Artsrunis [

  54. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 31

    Далее в песне сказывалось, что Вахагн сражался с драконами и победил их и приписывались ему некото­рые подвиги, очень похожие на Геракловы. От него (родился) Араван, от того — Нерсех, от того — Зарех. От потом­ков последнего и происходят роды, называемые Зарехаванеан.

  55. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 206

    The Princes K’ajberuni were dynasts of the territorialized remnant of the Kashka people in western Armenia.

  56. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 10

    Подчинив их, Хайк строит там дом — господское обиталище — и отдает в наследствен­ное владение Кадмосу, сыну Араманеака.

  57. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    А в восточном краю, вдоль границ армянской речи (он назначает) двух наместников-десятитысячников, из среды родовладыческих домов Сисакеанов и Кадмеанов, имена которых мы приводили в одной из предшествующих глав.

  58. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 206

    The Princes Kamsarakan, also called Arsharuni from one of their princedoms, claimed descent from the Karin-Pahlav branch of the Iranian Arsacids and as such enjoyed the position of Princes of the Blood in Armenia.

  59. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 28

    Повествуют, что святой Григор происходит от Суренова Пахлава, а Камсараканы — от Каренова пахлава.

  60. провинция Пайтакаран
  61. провинция Корчайк
  62. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 209

    The Princes Mamikonean (the Mamikonids) claimed descent from the Emperors of China and bore the gentilitial title of Chenbakur, but appear to have been the immemorial dynasts of Tayk.

  63. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 81

    Арташир, сын Сасана, скончавшись, оставил царство своему сыну Шапуху. В его дни, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконеанов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно — ченов.

  64. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 216

    The Princes Manawazean reigned in the territory of the fortress-city of Mana(wa)zkert in the upper valley of the Arsanias, north of the State of the House of Bznuni and west of that of the House of Apahuni, together with which two houses they traditionally formed one — and celebrated — line of the divine House of Hayk; they were, accordingly, of Urartian, probably royal, origin.

  65. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 212

    The Princes Mandakuni, reigning in the canton of Arshamunik, in Turuberan, appear to have been the dynasts of a remnant of the Mannean (Manda) enclave in western Armenia. The Manda and the Sala peoples are mentioned as neighbors in the Hittite records, and so are, in the Armenian sources, the Houses of Mandakuni and of Slkuni.

  66. ↑ Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Но мы запамятовали также свирепого мужа Слака, о кото­ром не могу сказать в точности, был ли он потомком Хайка или происходил от более древних жителей этой страны, о существо­вании которых повествуется в старинных преданиях; так или иначе, это был храбрый муж. Валаршак поручает ему охранять с немногими людьми гору, охотиться на козлов; они стали называть­ся Слкуни. В подобных же обстоятельствах оказался неотступный Миандак; от него происходит род Мандакуни.

  67. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 169

    The office of Grand Chamberlain was, moreover, conjoined with the dignity of mardpet, so that the terms hayrutiwn (Grand Chamberlainship) and mardpetutiwn (Mardpet-dom) became synonymous. The dignity in question was originally a gentilitial title which denoted the dynastic princes of the tribe of the Mardians. These represented a Caspio-Median or Matianian Mannaean enclave in Armenia, south of the Araxes and east of lake Van, with Mardastan, on the eastern shore of that lake.

  68. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 7

    Он учреждает четыре полка для охраны царского дворца, в каждом по десять тысяч воинов — из того же древнего семени царей, что произошло от нашего предка Хайка; они-то, унаследо­вавшие от отцов в разное время деревни и дастакерты, и называ­лись подлинным останом. После, при Персидском царстве, как я слышал, были составлены другие полки и названы останом, не знаю, однако, потому ли, что прежний род иссяк или же был истреблен по случаю возмущения. Вместо тех были сформирова­ны полки, царские (лишь) по названию. Приказывает также оскопить евнухов из того же рода и (назначает) их родовладыкой Хайра, правителя земель от Атрпатакана до Чуаша и Нахчавана; и был он достойным родовладыкой.

  69. провинция Мокк
  70. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 8

    Вслед за упорядочением царского дома следует назначение вторым (лицом) в государстве одного из потомков Аждахака, царя маров, которых ныне называют Мурацеанами. Ибо родовладыку этого рода называют не «владетелем Мурацеанов», а «владетелем марцев».

  71. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 213

    The Princes Rshtuni were sovereign over the homonymous canton on the southern shore of lake Van, with the capital city of Vostan, the island fortress of Alt’amar, and Tosb, once the Vannic capital of Tushpa, as well as over the princedom of the extinct Bznunis across the lake. Traditionally ascribed the divine Haykid origin, the Rshtunis, whose dynastic patronymic is connected with the Vannic royal name of Rusha (Rusa) and whose State occupied the nucleus of the old Vannic empire, appear to have been of royal Urartian origin.

  72. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 213

    The Princes Rop’sean were traditionally a cadet branch of the royal house, being descended from a King of Armenia’s subsequent marriage with a Roman lady named Rufa.

  73. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 64

    Кесарь Лукиан в то время строил храм в Афинах. После смерти Пероза он с большой армией двинулся в Средиземье, занял Армению и освободил Тиграна. Он отдал ему в жены деву Ропи из своего окружения, которую Тигран по прибытии в Армению отпустил. Он отказался признать рожденных ею четырёх юношей и учредил для них род Ропсеан по имени их матери Ропи, поста­вив во главе его родовладыкой старшего из отроков и включив его в число прочих нахарарств, дабы они не именовались Аршакуни.

  74. гавар Сотк провинции Сюник
  75. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 12

    Здесь он родил своего сына Сисака, мужа возвышенного, статного, благообразного, красноречивого и отлич­ного лучника. Он передает ему большую часть своего имущест­ва и множество рабов и устанавливает пределы его наследственно­го владения от озера на восток, до той (части) равнины, где река Ерасх, пробив годные скалы, протекает через длинные и узкие теснины и со страшным грохотом низвергается в долину. Сисак, поселившись здесь, плотно обстраивает пределы своего обитали­ща и называет страну по своему имени Сюником; персы с боль­шей точностью называют её Сисаканом. Впоследствии Валаршак, первый царь Армении парфянского происхождения, найдя достой­ных мужей из числа потомков Сисака, поставил их владетелями страны; это и есть род Сисакан.

  76. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 215

    The Princes Slkuni were the dynasts of the territorialized remnant of the Sala people of the Hittite records, in Turuberan, and close neighbors of the Mandakunis.

  77. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 221

    The Princes Spanduni ruled a State in Ayrarat and were, apparently, still another branch of the Kamsarakans.

  78. провинция Тайк
  79. гавар Тамбер провинции Нор-Ширакан
  80. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 2, гл. 47

    Рассказывают, что в эти же дни Арташес учредил (нахарар­ский) род для сыновей Тура, юношей числом пятнадцать, и (нарек его) по имени их отца Труни, но не за какие-либо доблестные де­ла, а лишь за доносительство их отца, которое тот совершал, (передавая вести) из царского дома Смбату, ибо он был близок Ерванду, который и убил его за это дело.

  81. провинция Утик
  82. Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 221

    The Princes Hawenuni, according to tradition Grand Faulconers of Armenia, ruled the homonymous canton in Ayrarat on the left bank of the middle Araxes, east of Abeleank', and seem to have been, like the Abeleans and the Gabeleans, a cadet branch of the House of Kamsarakan.

  83. 1 2 Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, p. 208

    The Princes Khorkhoruni, bearing the gentilitial title of Malkhaz and traditionally ascribed the descent from the divine House of Hayk, as well as the office of Commander of the King’s Bodyguard, were dynasts of the territorialized remnant of the Hurrian nation — Khorkhorunik or the Malkhaz dom, as it was called after the family title — which was situated in the valley of the Arsanias, northwest of lake Van.

  84. Мовсес Хоренаци, «История Армении», кн. 1, гл. 12

    Тот оставляет в упомянутом Харке двоих из своих братьев — Хора и Манаваза вместе со всем их людом и скарбом, а также База, сына Манаваза. Хор размножает­ся на северной стороне и основывает там свои селения; от него, говорят, произошел великий нахарарский род Хорхоруни, мужи доблестные и именитые; столь же отменны и те из них, что живут в наши дни.

  85. провинция Цопк