Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Иосафат сын асы, иосафат википедия.

Иосафат Кунцевич
Имя в миру:

Иван Кунцевич

Рождение:

1580 или 1584
Владимир-Волынский, Великое Княжество Литовское

Смерть:

12 ноября 1623(1623-11-12)
Витебск, Речь Посполитая

Почитается:

Католической церковью; Украинской и Белорусской греко-католическими церквями.

Беатифицирован:

16 мая, 1643, в Риме, папой римским Урбаном VIII

Канонизирован:

1867, в Риме, папой римским Пием IX

В лике:

святой

День памяти:

12 ноября (Католическая церковь)
25 ноября (Украинская греко-католическая церковь)

Подвижничество:

священномученик

Архиепископ Иосафа́т (при рождении Иван Гаврилович Кунце́вич; польск. Jozafat Kuncewicz; 1580 — 12 ноября 1623) — униатский епископ украинского происхождения; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти).

В католической церкви прославлен как мученик и святой.

Содержание

Виленский период

Родился в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отец был, по одним сведениям, небогатым купцом [1]; по другим сведениям, он был простым сапожником [2]. Ещё подростком вскоре после Брестской унии 1596 года Кунцевич переехал вместе с родителями в Вильно.

Около 1604 года он был пострижен в монашество (Братство святого Василия Великого) с именем Иосафат. Уже тогда он пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под началом папы римского, постоянно проповедует и обращает в унию значительное количество людей, за что был прозван православными «душехватом».

Памятная таблица на церкви Святой Троицы в Вильне, где пятнадцать лет служил Иосафат Кунцевич

В 1609 году был посвящен в священники католическим епископом, а в 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась.

Полоцкий период

В 1617 году назначен коадъютором Полоцкого архиепископаВитебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом.

Первыми шагами Кунцевича в новой должности стало восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора[3]), учреждение церковно-приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. Вместе с тем активность Кунцевича вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 года при попытке посещения Могилёва власти города закрыли перед ним ворота и пригрозили расправой. Кунцевич пожаловался польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом: руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви[4]. Данное событие вошло в историю как Могилёвское восстание.

Кунцевич выхлопотал у короля грамоту на подчинение всех православных монастырей и церквей, находившихся в пределах полоцкой епархии, после чего разослал по епархии грамоты, возвещавшие о соединении церквей, и требовал от священников, чтобы они со своими прихожанами присоединились к унии, угрожая в противном случае лишить священников приходов и передать их, вместе с церквами, униатам.

В марте 1620 года на обратном пути из Москвы в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан III, который восстанавливал ликвидированную после Брестской унии 1596 года православную иерархию. Во время пребывания в Киеве в хиротонисовал игумена Михайловского монастыря Иова (Борецкого) на митрополита Киевского, Мелетия Смотрицкого на архиепископа Полоцкого, Исаию Копинского во епископа Перемышля. Он посвятил новых епископов взамен существовавших, чем вызвал крайнее неодобрение польских католиков. В частности, в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, действия которого были расценены в Польше как подстрекательство к мятежу и покушение на интересы римско-католических иерархов. В частности, король Сигизмунд писал:

некто Смотрицкий и Борецкий сговорились с подданными цесаря турецкого, неприятеля веры христианской и нашего, который на панства наши войной наступает. С каким-то пастырем, якобы патриархом иерусалимским, на шпеги до панств наших от цесаря турецкого присланным, важились без дозволения и ведома нашего посвящения брать – один на митрополию Киевскую, а другой – на архиепископство Полоцкое, игнорируя тех, кто преложенства эти духовные издавна с подання нашего спорадного на себе носят и доброе здоровье мают[5].
Католический святой Иосафат Кунцевич

На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах. Так, В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:

Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва.

Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя... Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы еще более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль...

Под влиянием жалоб канцлер Лев Сапега обратился к Кунцевичу с обличительным письмом. В ответном письме Кунцевич отверг обвинения в насилии:

Я же никогда никого к унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мне мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга[6].

Католики рассматривают приписываемые Кунцевичу зверства как преувеличение, граничащее с клеветой[7].

Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии. Рисунок: И. Е. Репина (1893)

Гибель

Собор св. Петра в Риме — место захоронения мощей св. И. Кунцевича

Осенью 1623 г. Кунцевич отправился в Витебск с пастырским визитом. Существует мнение (православный источник), что Кунцевич заявил, что приехал в Витебск, чтобы принять мученическую смерть «за святую унию».[8]. Православные жители Витебска, поддержанные жителями других белорусских городов и некоторых сёл, а также украинскими казаками и Виленским братством, напали 12 ноября 1623 года на архиерейский дом и убили Кунцевича. Предлогом для убийства 12 ноября 1623 года стало то, что православный священник Илья Давыдович был заперт слугами Кунцевича на кухне. Сам Кунцевич об этом узнал, лишь вернувшись домой с богослужения. Несмотря на то, что Кунцевич приказал освободить Илью [9], горожане ударили в набат, толпа ворвалась в покои Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело Кунцевича поволокли через весь город и сбросили в Двину.

Польское правительство ответило на убийство Кунцевича репрессиями: около 100 человек было приговорено к смертной казни, город был лишён магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола; жители Витебска обязаны были на свой счёт отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. Тело его было погребено в Полоцке.

После гибели Кунцевича польские власти обвинили Мелетия Смотрицкого в подстрекательстве к убийству. Из-за этого он решил поехать за границы Речи Посполитой и в начале 1624 года отправился на Ближний Восток; через Константинополь в 1626 году вернулся в Киев. В июне 1627 года, после некоторых колебаний, Смотрицкий стал униатом. Причины этого перехода толкуются по-разному.

Мощи и канонизация

В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения» [10].

В 1655 г., когда русские войска заняли Полоцк, униатский архиепископ Антоний Селява бежал с телом Кунцевича в Жировицы, откуда оно было перевезено в Замостье. После перехода Полоцка вновь к полякам, останки были привезены туда обратно, но в начале XVIII в., когда Полоцк занят был Петром I, отвезены в г. Белу, где в 1769 г. поставлены открыто в униатской церкви для общего поклонения. Реликвии привлекали массы богомольцев и служили сильным оплотом унии; однако, по мнению православных критиков [кто?], подлинность их не может быть несомненной [источник не указан 201 день]. В 1874 г. оставшиеся части тела были замурованы в церковном склепе. С 1946 года мощи И. Кунцевича покоятся в базилике св. Петра в Риме.

Примечания

  1. Житие священномученика Иосафата — епископа Полоцкого
  2. http://www.vitebsk.orthodoxy.ru/publicat/031010-3-publicat.shtml
  3. Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке
  4. Могилёв
  5. Убийство Иосафата Кунцевича
  6. Письмо Иосафата Кунцевича канцлеру Сапеге
  7. В. Заславский. Иосафат Кунцевич: мученик за единство Христовой Церкви
  8. Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии
  9. Т.Жихевич. Иосафат Кунцевич — мученик за единство Церкви
  10. Энциклика Ecclesiam Dei

Литература

  • Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990.
  • Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени. — Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. — 351 с.
  • Сикорский И. Реликвии Иос. К." ("Ж. М. Н. Пр." 1870 г. № 12)
  • Статьи Говорского («Вестник Ю.-Зап. России» 1862 г., август) и Хойнацкого («Труды киев. духовн. академии», 1882 г. № 8 и 9)
  • А. Сапунов, "Витебская старина" (Витебск, 1883 г. сл.)
  • Жизнь Иосафата Кунцевича (вновь изд. отцом И. Мартыновым)
  • Говорский К.Иоасафат Кунцевич, полоцкий - униятский архиепископ, Вильно, 1865
  • Правда об Иосафате Кунцевиче, Вильно, 1896
  • Похилевич Д. Л, Згубна роль церковної унiï в iсторiï українського народу. К., 1958

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Иосафат (Кунцевич)
  • Кунцевич, Иосафат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Житие святого Иосафата Кунцевича
  • Иосафат Кунцевич, Святой
  • Православие в Западной Руси
  • ИОСАФАТ КУНЦЕВИЧ - Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова, 1973—1982
  • Энциклика Ecclesiam Dei

Tags: Иосафат сын асы, иосафат википедия.