Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Конституция сербии фото, конституция сербии 2006 г, конституция сербии 1989.

«Наместнический устав» (серб. Намеснички устав) — исторически третья конституция Сербии, действовавшая в 1869—1888 и 1894—1901 гг.

Содержание

Принятине и содержание конституции

Со времени возникновения автономного Сербского княжества государственная власть формально и фактически была сконцентрирована в руках кнеза и имела, в сущности, деспотический характер. Сельское население, из которого состоял весь сербский народ, вполне доверяло авторитету кнезов Милоша и Михаила. С развитием просвещения возросло количество подданных – выпускников сербских школ и иностранных университетов, у которых формировалось и крепло желавшие принять участие в управлении государством. Под их влиянием скупщина выразила пожелание, “чтобы приступлено было к такой организации законодательной власти, которая дала бы народу возможность принять деятельное и законное участие в управлении своими делами”. В июне 1869 г. новый регентский совет (Йован Ристич, Йован Гаврилович, Миливойе Петрович Блазнавац) при несовершеннолетнем кнезе Милане Обреновиче IV (будущий краль (король) Милан I) (1868—1889) провел через скупщину новую конституцию – «Устав княжества Сербия» (получивший поэтому прозвание «Наместнический устав», от серб. Намесништворегентство). Этот Устав 1869 года стал первой конституцией, принятой суверенными сербскими органами власти и не нуждавшейся в легитимации со стороны турецкого султана. Особенностью юридической формы этого документа были более высокий уровень юридической техники и системы документа, гораздо более детальная регламентация способов формирования и объемов полномочий основных государственно-правовых институтов. Особенностью содержания Устава 1869 года было откровенное укрепление власти Милана Обреновича IV посредством увеличения конституционных полномочий кнеза (с 1882 года — краля) и министерств в различных сферах государственного регулирования. Таким образом, по сравнению с предыдущей (хатти-шерифом 1838 г. в редакции 1858 г.) и последующими конституциями, Устав 1869 года можно признать наиболее реакционным (или наименее либеральным). Исполнительная власть вверялась кнезу, неответственному ни перед кем, управляющему при содействии министров, назначаемых им самим и ответственных перед скупщиной. Скупщина, избираемая на три года, делила с кнезом законодательную власть и вотировала бюджет. Государственный совет, назначаемый князем, разрабатывал проекты законов и контролировал исполнение бюджета. Конституция устанавливала порядок избрания депутатов: всякий налогоплательщик, достигший тридцатилетнего возраста, получал активное и пассивное избирательное право, если он не был чиновником, адвокатом или учителем. Четверть депутатов назначались кнезом по его усмотрению.

Организация государственной власти по конституции 1869 г.

Система государственно-правовых институтов молодого сербского государства в момент, когда она окончательно сформировалась и была закреплена нормами Устава 1869 года, представляла собой авторитарную модель осуществления самодержавной власти династии Обреновичей. Это видно из самого поверхностного правового анализа.

  • Король (Краль) (до 1882 года - кнез). Король является главой государства, облеченный всеми правами государственной власти, но пользующийся ими на основании конституции. Личность короля неприкосновенна и ни перед кем неответственна. Королевское достоинство передается по наследству от отца старшему сыну из числа прямых потомков короля Милана I Обреновича. Король осуществляет законодательную власть через государственный совет и совместно со скупщиной, исполнительную власть через министерский совет, судебную власть посредством назначаемых им судов.
  • Министерский совет. Совет состоит из 8 министров, которых назначает и смещает король. Министры не принадлежат к составу скупщины и не ответственны перед нею, хотя и обязаны отвечать на предъявляемые им в скупщине запросы. Министерский совет осуществляет исполнительные полномочия короля, в том числе формирует и руководит органами полиции.
  • Государственный совет. Госсовет является совещательным органом при короле и министерском совете по вопросам законодательной деятельности и занимается, прежде всего, подготовкой и внесением законопроектов. Госсовет назначается королем.
  • Скупщина. Скупщина является парламентом, который формируется на четверть из лиц, назначенных королем, и на три четверти из депутатов, избираемых подданными, обладающими избирательным правом. Выборы проходят прямым голосованием в городах и двухступенчатым голосованием в деревнях. Депутаты избираются из расчета один представитель от 3000 избирателей (всего, таким образом, в скупщину избиралось 128 депутатов). Активным избирательным правом обладают взрослые сербы мужского пола, которые являются плательщиками прямых податей. Скупщина избирается на 3 года, созывается и распускается кнезом (королем), который открывает и закрывает её сессии. Члены скупщины не могут подвергаться преследованию за речи, произнесенные в ней. В результате, благодаря назначению значительной части членов скупщины королем (кнезом) новая конституция сохраняла власть, безусловно, в руках кнеза (короля) и той партии, которая имела на него влияние.
  • Судебная система. Правосудие, в соответствии с конституцией, отправляется мировыми судьями, окружными судами, апелляционным судом в Белграде и, как высшей инстанцией, кассационным судом в Белграде же. Кассационный суд явился новацией по сравнению с судебной системой, установленной хатти-шерифом 1838 года.
  • Местное управление и самоуправление. Сербия делилась на округа, округа - на срезы, срезы - на сельские и городские общины (задруги). Округами и срезами управляли правительственные чиновники. Общинами (задругами) управляли на основании закона 1883 г., избираемые населением клиты. Таким образом, местное самоуправление существовало только на уровне общин.

Итак, анализ основных конституционно-правовых институтов раскрывает авторитарную модель государственности, сконструированную конституцией 1869 года, модель, сходную по распределению конституционных полномочий с британской моделью Протектората Оливера Кромвеля. Устав 1869 года по содержанию был более реакционным даже в сравнении с хатти-шерифом 1838 года (в редакции 1858 г.). В 1882 г. скупщина по плану, подготовленному министерством, провозгласила Сербию королевством. Однако широкое недовольство авторитарным режимом вынудило короля Милана I пойти на либеральную конституционную реформу 1888—1889 гг., приведшую его к отречению от престола. Король Милан объявил о предстоящем созыве учредительного собрания и немедленном образовании составленной из представителей трех партий комиссии, которая выработает новую конституцию. В 1889 г. новая, очевидно более либеральная конституция Сербии вступила в силу.

Второй период конституции 1869 года

В 1894 г. Кассационный суд Сербии признал неконституционным декрет короля Александра I о восстановлении в правах ранее изгнанных бывших короля Милана I и королевы Натальи. Реакцией короля Александра I стал королевский декрет от 21 мая 1894 г. об отмене конституции 1888 года и восстановлении действия конституции 1869 года. Одновременно были отменены свобода печати и гарантии личной неприкосновенности подданных. Последовал ряд показательных судебных процессы над представителями оппозиции, в том числе по обвинениям в оскорблении величества. В 1898 году Скупщина приняла несколько реакционных законов о печати, о союзах, о выборах, в результате чего избирательных прав были лишены журналисты, врачи, адвокаты, учителя и чиновники. В начала 1900 г. былв проведена налоговая реформа, вызвавшая сильное народное недовольство. Последней каплей, оттолкнувшей от короля даже его сторонников в правительстве и скупщине (в том числе и его отца, бывшего короля Милана I, который демонстративно ушел с поста главнокомандующего армией и покинул Сербию) стала женитьба короля Александра I в 1900 г. на бывшей фрейлине его матери, некой Драге Машин. В этой ситуации король вынужден был пойти на уступки требованиям оппозиции (партии радикалов) и сформировать новый министерскийо совет с их участием. Была объявлена амнистия политическим заключенным. 6 апреля 1901 г. была октроирована новая конституция, более либеральная по содержанию.

Источники

  • Денковиh Драгаш. Настанак и развоj државног савета 1805-1918.// Уставни развитак Србиjе у XIX и почетком XX века (зборник радова). Уредник Миодраг Jовичиh. Београд. САНУ. 1990. 212 с. С. 147-157.
  • История государства и права славянских народов: Учебное пособие/ Автор-составитель И.Н. Кузнецов. М.: Новое издание. 2004. 587 с.
  • Jанковиh Драгослав. Развитак уставности у Србиjи у XIX и почетком XX века.// Устави кнежевине и краљевине Србиjе 1835-1903 гг. Уредник Миодраг Jовичиh. Београд. САНУ. 1988. 233 с. С. 11-34.
  • Кандиh Льубица. Уставноправни развоj кнежевине и краљевине Србиjе (до 1918 године).// Уставни развитак Србиjе у XIX и почетком XX века (зборник радова). Уредник Миодраг Jовичиh. Београд. САНУ. 1990. 212 с. С. 15-24.
  • Марковиh Ратко. Питанье државности Србиjе током ньеног уставног развитка.// Уставни развитак Србиjе у XIX и почетком XX века (зборник радова). Уредник Миодраг Jовичиh. Београд. САНУ. 1990. 212 с. С. 49-70.
  • Романенко С.А. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств (Национальное самоопределение народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX-XX вв.). Москва. 2000. 496 с.
  • Устави кнежевине и краљевине Србиjе 1835-1903 гг. Уредник Миодраг Jовичиh. Београд. САНУ. 1988. 233 с.

Tags: Конституция сербии фото, конституция сербии 2006 г, конституция сербии 1989.