Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Литературная журналистика второй половины 19 века, литературная журналистика.

Перейти к: навигация, поиск

Литературной журнали́стикой (англ. Creative nonfiction) называют жанр, при котором репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов[1].

Литературная журналистика в России

В истории литературной журналистики начала XIX века ключевую роль сыграли проекты Н. М. Карамзина «Московский журнал» (1791—1792) и «Вестник Европы» (основан в 1802 году, просуществовал год) [2].

В современную же отечественную периодику элементы документальной прозы привнесли репортёры перестроечного периода и такие писатели как Александр Кабаков, и Эдуард Лимонов. Любовь Аркус и Дмитрий Быков описывали в 1987 году тенденции российской журналистики[3]:

Язык прессы пока еще довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем — на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение — в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, — уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врождённое отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста.

Литературная журналистика в США

Мастер жанра Том Вулф декларировал [4]:

Журналистика — это искусство, а современная литература — старорежимная пошлятина.

Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя (в новоязовской трактовке — продвинутого) — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire, CoEvolution Quarterly. Отчасти — Scanlan's Monthly (если рассматривать лишь период начала 70-х).


Но не всегда журналистам удаётся удержаться от литературного вымысла, который украшает материал, но недопустим в газетных репортажах. Тёмным пятном в истории жанра является история (2004) с обозревателем газеты USA Today Джеком Келли (англ. Jack Kelley), о котором в отечественной прессе рассказал Евгений Додолев [5]:

Автор 720 постановочных историй про сербских террористов, таинственных мятежников и мифических повстанцев из Грозного пять раз выдвигался на соискание Пулитцеровской премии. Получил её. Но в конце концов был разоблачен коллегами-завистниками и премию пришлось вернуть.

См. также

Примечания

  1. Gutkind, Lee The Best Creative Nonfiction, Vol. 1. — New York: W. W. Norton, 2007. — P. xi. — ISBN 0393330036.
  2. Журналистика начала XIX века
  3. Энциклопедия отечественного кино
  4. Книга «Новая журналистика и Антология новой журналистики» — Автор, рецензии — Афиша
  5. Степень свободы слова

Ссылки

  • Французская журналистика первой половины XIX века в системе оппозиции «власть-пресса»
  •  (англ.) Creative Nonfiction — ресурс посвящённый исключительно жанру.
  •  (англ.) What is creative non-fiction?
  •  (англ.) Bruce Dobler’s Creative Nonfiction Compendium
  •  (англ.) Charles Taylor Prize for Literary Non-Fiction
  •  (англ.) Scholarship as an Act of Discovery
  •  (англ.) UC Irvine Literary Journalism Degree Program
  •  (англ.) Shadowbox Magazine

Tags: Литературная журналистика второй половины 19 века, литературная журналистика.