Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Победа 24 оренбург, победа значит жизнь, победа ура, победа греков над персами в марафонской битве презентация 5 класс.

Перейти к: навигация, поиск
«Победа»
(до 1934 г. — «Magdalena»
в 1934-1946 гг. — «Iberia»)
Флаг Германия Германия
СССР СССР
Класс и тип судна Пассажирское судно
Порт приписки Бремен, Одесса
Номер ИМО 5280083
Изготовитель Schichau Werft, Вольный город Данциг
Спущен на воду 23 августа 1928
Выведен из состава флота 1977
Статус Утилизирован
Основные характеристики
Водоизмещение 14 039
Длина 153 м
Ширина 18,5 м
Высота 9,0 м
Осадка 7,49
Двигатели Дизельная ГЭУ
Мощность 2 x 2650
Движитель ВФШ
Скорость хода 15,5 узлов (28,7 км.ч)
Экипаж 164 чел.
Пассажировместимость 432 чел.
Регистровый тоннаж 4 000 т

Победа — пассажирский теплоход, использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса — Нью-Йорк — Одесса, принадлежал Черноморскому морскому пароходству. Первоначально судно имело название «Магдалена» (нем. «Magdalena»).

История постройки

Судно было построено по заказу немецкой судоходной компании на верфи «Schichau Werft» в городе Данциге (польск. Гданьск) в 1928 году для эксплуатации на линии Европа — Центральная Америка — Вест-Индия. В первый рейс вышло 29 декабря 1928 года.

Двухвальная энергоустановка из двух 8-цилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» марки 8SМ68 мощностью по 3 500 л. с. каждый при 105 об./мин. позволяла теплоходу развивать скорость порядка 15,5 узла, работая на два 4-лопастных гребных винта.

8 февраля 1934 г. у острова Кюрасао судно село на мель, с которой было снято лишь 25 августа. После полугодичного ремонта и переоборудования в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss» лайнер «Магдалена» вышел с завода однотрубным теплоходом с новым названием «Иберия» (нем. «Iberia»).

После Второй мировой войны

В военное время «Иберия» служила плавбазой ВМФ Германии в Киле. Первоначально после войны 9 июня 1945 года её получил британский флот. 18 февраля 1946 г. не пострадавшая в военных действиях «Иберия» по репарации была передана СССР в Черноморское морское пароходство. Здесь лайнер получил новое наименование — «Победа».

Судно было поставлено на линию Одесса — Нью-Йорк — Одесса, возглавлял экипаж капитан дальнего плавания Николай Адамович Пахолок — опытный моряк, уроженец Скадовска,[1] машинную команду — старший механик А. Звороно.

Пожар на судне

31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, а также семья китайского маршала Фэн Юйсяна, следовавшая в Китай через Советский Союз.

На подходе к Гибралтару было получено указание: зайти в Александрию и принять на борт еще порядка 2 000 армян-репатриантов из Египта, возвращающихся в Армению. Было дополнительно погружено также 1 500 тонн груза. Таким образом, были превышены все нормы пассажировместимости. Тем не менее, все репатрианты были благополучно доставлены в конце августа в порт назначения — Батуми.

31 августа, судно взяло курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась.

Утром, 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с «Победой» не имел и сигналов SOS не слышал. Руководство обратилось за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолёты морской авиации. В 21.00 один из лётчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход «Победа» в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь. Из Одессы на помощь были направлены курсанты и преподаватели Одесского высшего мореходного училища[2].

Расследование

По данным следствия, 1 сентября 1948 года, около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке киноплёнка заискрила и вспыхнула. От неё загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскалённым воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струёй воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя всё на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнём, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.

Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна. В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасённые пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

При пожаре погибли два члена экипажа — буфетчица Г. Гуньян и матрос В. Скрипников и 40 пассажиров, включая 19 женщин и 15 детей, среди них были китайский маршал Фэн Юйсян с дочерью и вдова писателя А. Н. Афиногенова Евгения Бернардовна (Дженни Шварц)[3][4][5].

О пожаре на теплоходе «Победа» и гибели китайского маршала сразу же было доложено Сталину. Существует мнение, что первоначально в происшествии была заподозрена диверсия. Постановлением Совета министров СССР от 14 сентября полностью и немедленно отменена репатриация в СССР зарубежных армян и воспрещён приём армянских переселенцев в Армению[6].

Последствия

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были признаны нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков — к десяти, радист Веденеев — к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорён к 25 годам лишения свободы — тогдашней высшей мере.

Дальнейшая судьба

«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу. Описание перехода на Кубу на "Победе" есть в мемуарах последнего маршала СССР Д.Т. Язова. Книга называется "Удары судьбы".В конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш)[7].

В культуре

Теплоходы «Победа» [8] и «Россия»[9] снимались в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов» и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения[10].

Ссылки

  • Советский флот СССР
  • Бар-Бирюков, О. Гибель маршала // Совершенно секретно. — М., 2009. — 3 апр.
  • Булович, О. Огненная трагедия в море // Порты Украины. — 2008. — № 7 (79).

Примечания

  1. Роковой спецрейс «Победы»
  2. Владимир Игнатюк – человек и ледокол // Арктическая звезда : Журнал. — Мурманск, 2009. — В. №9 от 25 Сентября.
  3. Двор (Глава из книги о знаменитом «писательском» доме в столичном Лаврушинском переулке) // Лит. учёба : журнал. — М., 2013. — № 2.
  4. Борис Пастернак. — М.: Мол. гвардия, 2007. — С. 264. — (ЖЗЛ). — ISBN 5-235-02791-4.
  5. Теплоход «Победа» // Время.UA : еженедельник. — 2013. — 4 янв.
  6. Армяне в Советском Союзе чувствуют себя обиженными
  7. Реестр судов (на английском языке)
  8. Персональный сайт — Бриллиантовая рука
  9. Круизы и судоходство
  10. Смерть в кино

Tags: Победа 24 оренбург, победа значит жизнь, победа ура, победа греков над персами в марафонской битве презентация 5 класс.