Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Цензура в беларуси, цензура в белоруссии.

Цензура
По странам

Цензура по странам

По отраслям

Цензурирование Интернета
Запрещённые книги
Сожжение книг

По методам

Самоцензура
Глушение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Цензура в Беларуси — контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.

Свободу слова в Беларуси гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации. Согласно ст. 33 Конституции «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются»[1].

Однако, по мнению белорусских и зарубежных критиков президента Александра Лукашенко, его приход к власти в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ[2][3][4][5]. Основные источники информации для населения — телевизионные каналы БТ, ОНТ и СТВ находятся под контролем государства, которое, по мнению тех же оппозиционеров и многих зарубежных наблюдателей, проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. В частности, на государственных телеканалах и радиостанциях не предоставляется слово представителям белорусской оппозиции.

В 2011 году наличие цензуры стало одним из оснований для официального разрыва отношений со страной со стороны Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland[6]

Содержание

Цензура СМИ

1 сентября 1996 года белорусское правительство закрыло «Радио-101,2». Аргументация была следующей: «С целью исключения помех в приёмных каналах ЦС РТС „Алтай“ эксплуатация передатчика на частоте 101,2 МГц с использованием АФС на опоре по адресу: ул. Коммунистическая, 6 прекратить с 1 сентября 1996 г. Нач. БелГИЭ В. А. Никонов». При этом радиостанции типа «Алтай» работают в диапазоне 300—344 МГц. Впоследствии частота 101,2 МГц была передана пропрезидентской молодёжной организации и никаких технических проблем работа на данной частоте не создавала[7].

В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода»[8].

В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты[9].

12 ноября 2001 года хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня»[10].

В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».

24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).

В августе 2002 года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О деятельности, связанной с проведением исследований и опубликованием результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам». В соответствии с этим документом была создана комиссия по опросам общественного мнения, которая проводит аккредитацию юридических лиц, претендующих на проведение опросов и публикацию результатов, относящихся к «республиканским референдумам, выборам президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране». Ограничения, по словам депутата Палаты Представителей Игоря Котлярова, касаются не самих опросов как таковых, а публикации результатов. По мнению оппозиционных комментаторов, это связано с существенным расхождением публикуемых результатов исследований и официальными данными, оглашаемыми властями по результатам выборов и референдумов[11].

В мае 2003 года Министерство информации приостановило на три месяца выход «Белорусской деловой газеты» и «БДГ. Для служебного пользования»[12].

19 июня 2003 года первый заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении выхода «Предпринимательской газеты» на три месяца[13].

В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День»[14].

25 февраля 2009 года суд Московского района города Бреста признал экстремистским № 7—8 журнала «ARCHE Пачатак». В связи с этим международная организация «Репортёры без границ» отметив, что административное и судебное преследование журнала «ARCHE» началось с момента его создания в 1997 году, заявила, что «данный случай является плохим предзнаменованием для прогресса в области свободы прессы, на который мы надеялись»[15].

В Беларуси регулярно цензурируются программы российских телеканалов. В частности, из юмористических передач цензоры вырезают шутки о Лукашенко. Например, в июне 2009 года был вырезан сюжет из программы ПрожекторПэрисХилтон, а в начале 2010 — из программы Большая разница[16][17]. Претензии к цензуре российских телеканалов в Беларуси высказывал директор редакции иностранного вещания канала «ТВ-Центр» Владимир Какашвили[18].

4 июля 2010 года белорусские телезрители не смогли увидеть по телеканалу НТВ критический фильм об Александре Лукашенко «Крёстный батька», поскольку в Белоруссии он был «вырезан» из трансляции. Директор дирекции телеканала «НТВ-Беларусь» Сергей Булацкий отказался отвечать на вопрос о причинах[19]. Цензура данного фильма не ограничилась телевидением. Номер еженедельной газеты «Наша нива», в котором на первой полосе был опубликован материал под названием «Крестный батька капитулировал» (белор. Хросны бацька капітуляваў), посвящённый ситуации с Таможенным союзом Белоруссии и России, фильмом и реакции белорусских властей на этот фильм[20], не поступил в розничную продажу. При этом он был выпущен обычным тиражом, пришёл подписчикам и поступил в газетную экспедицию. Все попытки редакции выяснить, куда пропала газета после экспедирования, результата не дали[21]. В городе Кричеве сотрудники милиции конфисковали тираж газеты «Свободный город» (белор. Вольны горад), в котором также содержалась информация о фильме[22].

По состоянию на июль 2010 года в Белоруссии официально издаются и распространяются независимая газета «Витебский Курьер», оппозиционные газеты «Наша Нива» и «Народная Воля».

12 января 2011 года было закрыто «Авторадио» по причине с несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности. Основанием для таких выводов стали официальные предвыборные ролики кандидатов в президенты Некляева и Санникова, звучавших на этом радио[23].

2 марта 2011 года в сети Интернет появился список белорусских и зарубежных деятелей культуры и искусства, которых якобы запрещено упоминать и публиковать в белорусских СМИ. Опубликовавший список крупнейший белорусский интернет-портал TUT.BY пишет, что имеет подтверждение данного факта от ряда СМИ о существовании такого списка, полученного ими в качестве негласного распоряжения[24]. Министр информации Олег Пролесковский назвал список «гнусной фальшивкой»[25]. Но одновременно с тем в стране под всяческими предлогами стали отменяться выступления музыкальных коллективов, включенных в этот список.

С 1 января 2012 года крупнейший государственный оператор кабельного телевидения МТИС прекратил вещание телеканала Euronews — последнего не подвергшегося цензуре — без объяснения причин.[26][27] Однако в сетях других кабельных операторов данный канал продолжал транслироваться.[28][29][30] Помимо этого был отключен канал ТНТ на всей территории РБ. С 1 июня 2012 года ОАО МТИС возобновило трансляцию «Евроньюс». Причиной отключения были объявлены разногласия с правообладателями этого новостного канала на территории Белоруссии относительно стоимости ретрансляции Euronews в кабельных сетях Минска.[31][32]

Репрессии против журналистов

7 июля 2000 года в Минске был убит корреспондент канала ОРТ Дмитрий Завадский.

16 сентября 2002 года суд в Минске приговорил редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича к двум годам ограничения свободы по обвинению в клевете на президента.

20 октября 2004 года в Минске была убита сотрудница оппозиционной газеты «Солидарность» Вероника Черкасова. Дело осталось нераскрытым.

18 января 2008 года журналист, экс-редактор газеты «Згода» Александр Сдвижков, перепечатавший в феврале 2006 года карикатуры на пророка Мухаммеда из датской газеты Jyllands-Posten (англ.), был приговорён к трём годам колонии за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий[33]. Однако уже 22 февраля 2008 Верховный суд Республики Беларусь изменил наказание Александру Сдвижкову с трёх лет колонии на три месяца ареста. В результате журналист был освобождён.[34]

В августе 2009 года Иван Роман, корреспондент польского «Радио Рация», получил официальное предупреждение КГБ «о недопустимости незаконных действий» и уголовной ответственности по статье 369-1 УК РБ «Дискредитация Республики Беларусь». Суть претензий состояла в том, что Роман написал, что на гродненском заводе Неман происходят задержки с выплатой зарплаты. Сам факт сотрудники КГБ не отрицали, однако потребовали, чтобы Роман писал, что «несмотря на кризис, зарплаты выплачиваются».[35]

Во время беспорядков в Минске в день выборов президента 19 декабря 2010 года ряд журналистов были избиты и арестованы. Против некоторых из них возбуждены уголовные дела. Член Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Александр Отрощенков осуждён на 4 года лишения свободы в колонии усиленного режима[36][37]. Шесть членов БАЖ признаны узниками совести: Наталья Радина, Ирина Халип, Дмитрий Бондаренко, Павел Северинец, Сергей Возняк, Александр Федута[38].

19 декабря 2011 г. на несанкционированной акции оппозиции сотрудниками милиции в штатском был задержан журналист негосударственной газеты «Новы Час» Никита Бровка.[39] Несмотря на то, что в суде главный редактор издания Алексей Король письменно подтвердил тот факт, что Никита Бровка выполнял задание редакции, журналиста на следующий день осудили на 10 суток ареста.[40] После выхода на свободу Никиту Бровку отчислили с факультета белорусской и русской филологии Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) им. Максима Танка, где он учился на 2 курсе.[41]

Цензура фильмов и литературы

В июле 2009 года в Минске было объявлено о создании контролирующего органа, который будет подвергать тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну.[42] Без государственной регистрации фильма в Беларуси невозможно организовать легальный кинопоказ, даже бесплатный[43]. На апрель 2010 года в списке запрещенных к распространению в Беларуси насчитывалось 107 фильмов. Культуролог и кинокритик Максим Жбанков отмечает, что в современных условиях, когда фильмы распространяются через интернет, запрет теряет смысл, а иногда это дает даже обратный эффект, привлекая интерес к запрещённому[44].

Власть осуществляет давление на членов Союза белорусских писателей[45][46] и цензурирует программы образования с целью недопущения неприемлемых авторов и произведений[47]. Оппозиционные СМИ утверждают также, что существует негласный список деятелей культуры, произведения которых запрещены к исполнению в Беларуси по политическим мотивам, власти отрицают наличие такого списка[48][49]. Оппозиционный сайт Хартия-97 утверждает, что Республика Беларусь является единственной страной в Европе, «где сохраняется политическая цензура в сфере культуры»[43].

Цензура в Интернете

В мае 2006 года сотруднику организации Институт «Открытое общество» было предъявлено обвинение в незаконной установке VoIP-шлюза сервиса Skype и причинении тем самым вреда национальному оператору связи РУП «Белтелеком» на $100000, поскольку белорусские законы запрещают все звонки по сети, за исключением тех, что проходят через государственного оператора[50].

Начиная с августа 2007 года в белорусских школах началось внедрение специальных технологий по очистке сетевого контента от «нежелательной информации»[51].

В сентябре 2009 года председатель белорусского Общественного совета по нравственности Николай Чергинец заявил о необходимости слежки за Интернетом для предотвращения пропаганды насилия и распространения детской порнографии[52][53].

14 декабря 2009 года белорусские СМИ опубликовали проект указа «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет». Многие комментаторы сочли данный проект средством усиления цензуры в белорусском сегменте сети. В январе 2010 года Министерство юстиции запретило общественной организации «Таварыства беларускай мовы імя Скарыны» провести мероприятие по публичному обсуждению этого проекта указа[54].

В январе 2010 года Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ (белор.)русск. получил новые полномочия, позволяющие ему контролировать каналы связи (в том числе и интернет-трафик) для выполнения оперативно-розыскной деятельности[55][56].

1 февраля 2010 года Александр Лукашенко подписал указ N60, регламентирующий доступ к Интернету, согласно которому интернет-провайдеры обязаны идентифицировать абонентские устройства пользователей, а владельцы интернет-кафе и компьютерных клубов должны будут осуществлять идентификацию посетителей. Также указ регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг[57][58].

29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление N644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещённых на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам[59].

4 июня 2010 года «Агентство финансовых новостей» опубликовало проект совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Министерства связи «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами»[60].

5 июля 2010 года перестал быть доступен сайт независимой газеты «Витебский Курьер», расположенный на хостинге Витебского филиала Белтелекома. Эксперты заговорили о том, что это результат действия нового указа белорусского президента о зачистке Интернета. Учредители издания того же мнения[61].

19 декабря 2010 года, в день президентских выборов, был заблокирован доступ на оппозиционные интернет-ресурсы «Хартия 97» и «Белорусский партизан»; по мнению редактора сайта charter97.org, доступ был заблокирован РУП «Белтелеком»[62]. Также был заблокирован протокол защищенных соединений к зарубежным ресурсам, что привело к невозможности работы с сайтами, использующими этот протокол (в частности, не работала почта gmail)[63].

С 11 апреля 2011 года для государственных и образовательных учреждений заблокирован доступ к оппозиционным ресурсам Белорусский партизан и Хартия-97.

В опубликованном 18 апреля 2011 года докладе правозащитной организации «Фридом хаус» Беларусь попала в список стран с «несвободным» доступом к интернету и заняла 29-е место среди 37 попавших в доклад стран[64].

В мае 2011 года в список запрещённых сайтов был включён prokopovi.ch, на котором в условиях острого валютного кризиса публиковались курсы валют и предложения об обменеlipkovich. По словам представителей генпрокуратуры, причиной запрета доступа к блогу стало «распространение информации деструктивного характера и надругательство над государственными символами»[67][68].

8 ноября 2011 года Совет Республики Национального собрания одобрил поправки в законы об административных правонарушениях, которые, в частности, устанавливают ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за использование в своей коммерческой деятельности зарубежных интернет-ресурсов и ресурсов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также за предоставление интернет-пользователям доступа к информации, запрещенной государственным законодательством[69]. Независимые обозреватели считают, что в случае окончательного утверждения поправок будет нанесён значительный ущерб развитию Интернета в стране[70].

После того, как в августе 2012 г. на сайте Change.org появилась петиция с требованием освободить Антона Суряпина и Сергея Башаримова, арестованных в связи с акцией, известной как «Плюшевый десант», доступ к этому сайту в Белоруссии был закрыт.[71]

Рейтинги свободы прессы и СМИ

Freedom of the Press

Freedom of the Press (англ.) — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House».

1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»).[72]

29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались Куба, Эритрея, Ливия, Мьянма, Туркменистан и КНДР[73].

1 мая 2012 года в обновлённом докладе о состоянии свободы прессы «Freedom House» поместила Республику Беларусь на 193 место из 197 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались только Эритрея, Узбекистан, Туркменистан и КНДР[74].

Worldwide Press Freedom Index

Worldwide Press Freedom Index (англ.) — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ».

Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают Беларусь на позиции в заключительной части сводной таблицы:

Год Место Беларуси
в списке
Всего государств
в списке
2002 124[75] 139
2003 151[76] 166
2004 144[77] 167
2005 152[78] 167
2006 151[79] 168
2007 151[80] 169
2008 154[81] 173
2009 151[82] 175
2010 154[83] 178
2011 168[84] 179

В рейтинге 2011 Беларусь заняла 168 место из 179 стран — наихудшее за всю историю данного рейтинга. Чуть выше находятся Азербайджан, Шри Ланка, Сомали, Лаос, Египет, Куба (162—167), ниже — всего 11 государств (Мьянма, Судан, Йемен, Вьетнам, Бахрейн, Китай, Иран, Сирия, Туркменистан, КНДР и Эритрея). Все соседи Беларуси получили более высокий рейтинг — Польша (24 место), Литва (30-31 места), Латвия (50-51 места), Украина (116 место) и Россия (142 место)[84].

Главной причиной ухудшения рейтинга в 2011 году, по мнению организации, стал разгон протестов после переизбрания Александра Лукашенко[85]. В итоговом отчёте «Репортёров без границ» указывается на влияние на итоговый результат ареста более чем ста журналистов и независимых блоггеров и увеличения давления на независимые СМИ, а также попытка Лукашенко сделать из СМИ козлов отпущения в свете начавшегося финансового кризиса[85].

Ссылки

  • Белоруссия: подавление правозащитного движения — «Международная Амнистия»
  • Белоруссия: остановить нарушения прав на свободу слова и свободу собраний
  • Комментарий к проекту закона РБ «О средствах массовой информации», бюро представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2008
  • Белоруссия: Нельзя ограничивать право демонстрантов на свободу слова
  • Серьёзная ситуация со свободой слова в Беларуси
  • Подавление гражданского общества. Монополизация средств массовой информации
  • У нас вся пресса государственная
  • «Коммерсантъ» и «Новая газета» — под запретом
  • Нападения на прессу в 2010 году: Беларусь
  • Belarus, Репортёры без границ
  • За свабодныя і справядлівыя СМІ ў Беларусі (отчёт международной миссии 20-24 сентября 2009 года)
  • От подавления свободы СМИ к запрету мышления в Беларуси
  • 10 стран с самой жесткой цензурой. Committee to Protect Journalists. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012. Проверено 5 августа 2012.

Примечания

  1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
  2. «Индекс цензуры» номинировал сайт charter97.org на премию «Свобода слова»
  3. Беларусь по трем статьям
  4. Алесь Бяляцкі: Для СМІ ў Беларусі створаны ненармальныя ўмовы працы
  5. Беларусь лидирует в рейтинге «врагов Интернета»
  6. Deutsche Bank официально отказался от сотрудничества с Белоруссией по политическим причинам. Газета.Ru. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 27 октября 2011.
  7. ZiP #26 Glasnost Defence Foundation
  8. Календарь событий в прессе в XXI веке
  9. http://bdg.press.net.by/1999/1999_09_17.639/imya.shtml
  10. http://pahonia.promedia.by/str/chronika.htm
  11. Предвзятость социологии и правда жизни. «Наше мнение». Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 1 июля 2008.
  12. ЗАКРЫТА «БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА», 29.05.2003
  13. Закрыта «Предпринимательская газета» :: Хартия’97 :: Новости :: 24/06/2003
  14. Закрытая газэта «День» 05.08.2003
  15. «Репортеры без границ» осудили признание номера журнала «ARCHE» экстремистским
  16. «ПрожекторПерисХилтон» попал под обрезание из-за обидчивого президента. «Прожектёры» комментируют (ВИДЕО)
  17. Белоруссия снова «обрезала» российскую телепередачу: там пародийный Лукашенко клянчил денег у «братского народа» (ВИДЕО)
  18. Российские телеканалы недовольны цензурой в Беларуси
  19. Почему белорусы не увидели «Крестного батьку»?
  20. Хросны бацька капітуляваў
  21. «Наша Ніва» з інфармацыяй пра «Хроснага бацьку»: тыраж знік
  22. За «Хроснага бацьку» арыштавалі наклад крычаўскай газэты «Вольны горад»
  23. закрыли за предвыборные ролики Некляева и Санникова
  24. В Беларусь возвращаются «черные списки»?
  25. В Минске называют «бессовестной провокаций» информацию о «черном списке» деятелей культуры | Новости на interfax.by
  26. В сети МТИС прекращена трансляция канала «Евроньюс». Naviny.by (1 января 2012). Проверено 1 января 2012.
  27. В Минске отключают Euronews. Euroradio (31 декабря 2011). Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 1 января 2012.
  28. Кабельное ТВ. Пакеты и каналы  (рус.). СООО «Космос ТВ». Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 22 апреля 2012.
  29. Экономный пакет каналов  (рус.). ООО «Аксиома-сервис».(недоступная ссылка) Проверено 17 июня 2012.
  30. Стандартный пакет каналов  (рус.). ООО «Аксиома-сервис».(недоступная ссылка) Проверено 17 июня 2012.
  31. Канал «Евроньюс» возобновляет с 1 июня вещание в кабельных сетях оператора МТИС  (рус.). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 17 июня 2012.
  32. В кабельных сетях оператора МТИС возобновилось вещание телеканала Euronews  (рус.). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 17 июня 2012.
  33. Сдвижков получил три года колонии за карикатуры на пророка Мухаммеда
  34. Адвокат Сдвижкова подтвердила информацию о том, что он вышел на свободу
  35. Правда-матка vs правда-батька
  36. http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-10106.html Жанна Литвина: «В Беларуси побиты все рекорды по репрессиям против журналистов…»
  37. Lists of Journalists and BAJ members Beaten and Detained in Minsk (UPDATED ON 29/01/2011!)
  38. Члены БАЖ — узники совести
  39. Задержан внештатный корреспондент «Новага часу»
  40. Пазаштатнага карэспандэнта «Новага часу» Мікіту Броўку асудзілі на 10 сутак
  41. Беларусь: независимые СМИ под давлением
  42. Цензура по-белорусски
  43. ↑ Белорусский Минкульт запретил телеспектакль «Тутэйшыя». Хартия-97. Проверено 21 августа 2012.
  44. Минкульт обновил список запрещенных фильмов (Весь список). Хартия-97. Проверено 21 августа 2012.
  45. Белорусские писатели: Такого массового преследования не было со сталинских времен
  46. Охота на писателей
  47. Минобразования выступает против оппозиционно настроенных писателей
  48. Списка запрещенных фильмов на самом деле нет?. Гавары Праўду. Проверено 21 августа 2012.
  49. В Белоруссии опубликовали «черный список» деятелей искусства. Московский комсомолец. Проверено 21 августа 2012.
  50. Белоруссия: использование Skype карается законом
  51. В белорусских школах Интернет поддадут цензуре
  52. Чергинец предлагает перекрыть в Беларуси сайты с пропагандой насилия
  53. Общественный совет по нравственности будет искоренять детскую порнографию
  54. Власти запретили обсуждение указа о цензуре интернета
  55. Хартия’97: Лукашенко создал спецслужбу для интернета
  56. БДГ: Оперативно-аналитический центр при президенте будет заниматься оперативно-разыскной деятельностью
  57. Лукашенко обуздал Интернет, news.mail.ru (2 февраля 2010 года).
  58. В Беларуси ужесточен контроль за интернетом, delfi.ee (2 февраля 2010 года).
  59. В Беларуси объявлена госрегистрация всех интернет-ресурсов, ej.by (06 мая 2010).
  60. Белорусские власти разработали порядок блокировки сайтов в интернете — проект
  61. Ад ночы заблаканавы сайт «Віцебскага курьеру» // Служба маніторынгу ГА «Беларуская асацыяцыя журналістаў», 06.07.2010
  62. Оппозиционные белорусские сайты не загружаются, Белорусские новости (19.12.2010).
  63. В Беларуси заблокирован протокол защищённых соединений к зарубежным ресурсам, tut.by (19.12.2010).
  64. Беларусь отнесли к группе стран с «несвободным интернетом»
  65. Валюты нет. Прокопови.ча заблокировали
  66. Генпрокуратура запретила чиновникам заходить на сайт Prokopovi.ch
  67. Блог Ліпковіча заблакаваны ў Беларусі - Наша Ніва: першая беларуская газета  (белор.). Наша нiва. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 5 июня 2011.
  68. ЖЖ Липковича заблокировали в Беларуси. Хартия-97. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 5 июня 2011.
  69. Белорусским коммерсантам запретили использовать зарубежные интернет-ресурсы, Lenta.ru (08.11.2011)
  70. Маразм: в Беларуси отменили интернет, Белорусский партизан (08.11.2011)
  71. Д.Лавникевич. Сайт «перемен» закрыли из-за плюшевых мишек
  72. http://www.freedomhouse.org/uploads/fop/2009/FreedomofthePress2009_tables.pdf
  73. FREEDOM OF THE PRESS 2010 — TABLE OF GLOBAL PRESS FREEDOM RANKINGS
  74. Freedom of the Press 2012
  75. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2002
  76. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2003
  77. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2004
  78. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2005
  79. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2006
  80. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2007
  81. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2008
  82. Press Freedom Index 2009
  83. Press Freedom Index 2010
  84. ↑ Press Freedom Index 2011/2012
  85. ↑ 2011-2012 World Press Freedom Index  (PDF)

Tags: Цензура в беларуси, цензура в белоруссии.