Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Чихачёв анатолий иванович, николай чихачёв фото, чихачёв александр юрьевич.

Николай Матвеевич Чихачёв
Дата рождения

17 (29) апреля 1830(1830-04-29)

Место рождения

д. Добрывичи Бежаницкого района Псковской области

Дата смерти

2 (15) января 1917(1917-01-15) (86 лет)

Место смерти

Петроград

Принадлежность

 Россия

Род войск

Российский Императорский флот

Годы службы

1846-1896

Звание

адмирал
генерал-адъютант

Командовал

корвет «Оливуца»
транспорт «Иртыш»
транспорт «Двина»
пароход «Америка»
фрегат «Светлана»
корвет «Вол»

Сражения/войны

Крымская война

Награды и премии
В отставке

Член Государственного совета

Никола́й Матве́евич Чихачёв (17 (29) апреля 1830, д. Добрывичи Бежаницкого района Псковской области, — 2 (15) января 1917, Петроград) — адмирал российского императорского флота, генерал-адъютант, государственный деятель, начальник главного морского штаба и управляющий морским министерством.

Из дворян Псковской губернии. Сын капитана 2-го ранга Матвея Николаевича Чихачёва.

Содержание

Биография

Послужной список

12 августа 1893 года, после Высочайшего смотра судов на Либавском рейде и обозрения работ по обустройству Либавского аванпоста, Николай Матвеевич был назначен генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству и император Александр III выразил ему «душевную свою признательность».

Похоронен в деревне Добрывичи, Бежаницкого района, куда его тело было достав­лено специальным царским поездом.

Н. М. Чихачёв способствовал научно-исследовательской деятельности Д. И. Менделеева. Такого рода внимание к авторитету учёного было особенно ценно и с точки зрения поддержки творческой активности последнего не в самые лучшие для него времена (в 1890 году Д. И. Менделеев вынужден был уйти из университета из за конфликта с ректором и министром просвещения). Адмирал привлёк его к разработке бездымного пороха, помог в создании лаборатории для этих целей, и организации эффективной командировки; результатом этих исследований явился пироколлодийный порох. Н. М. Чихачёв поддерживал идею Д. И. Менделеева о постройке опытового бассейна, и вместе с адмиралом С. О. Макаровым всячески содействовал реализации этого проекта[1].

Мнения современников

Сам Великий Князь Алексей Александрович, будучи очень милым, честным и благородным, в то же время был человеком в деловом отношении не особенно серьёзным и им руководил управлявший морским министерством Николай Матвеевич Чихачев. Таким образом идея устройства Балтийского порта была пропагандирована H. M. Чихачевым, человеком тоже очень милым, умным, но умным преимущественно в делах коммерческих, а не военных. Секретарем Н. М. Чихачева был полковник по Адмиралтейству (ныне генерал по Адмиралтейству) Обручев, брат начальника Главного Штаба известного Обручева, который, действительно, имел авторитет, как военный. Он был действительно выдающимся военным теоретиком и убежденным сторонником устройства нашей военной морской опоры в Либаве. Чихачев же в данном случае проводил только мнение этого военного авторитета.
Из Петербурга прямо прислали особое лицо, под надзором которого и производилось следствие. Насколько я помню, этим лицом был прокурор курского окружного суда, если я не ошибаюсь, фамилия его была Кессель; впоследствии он был прокурором Судебной палаты в Варшаве, а потом он, кажется, был сенатором. Следствие велось прямо тенденциозно и до такой степени тенденциозно, что прокурор Кессель, который жил в Одессе во время следствия о Тилигульской катастрофе, заставил нас давать ему показания в маленьком местечке, находящемся около станции Борщи (недалеко от Бирзулы). Между тем, как он мог бы меня и Чихачёва допрашивать, пригласив нас к себе в Одессу. Казалось бы, чего проще. Но он заставлял нас приезжать в Борщи для того, чтобы показать всем служащим, каким образом к нам относятся судебные власти. В конце концов, был составлен обвинительный акт, по которому к ответственности были привлечены только: дорожный мастер, который, как я уже говорил, убежал, я и Чихачёв. И все мы были привлечены к одинаковой ответственности. Обвинительный акт этот был передан в одесский окружной суд и поступил к прокурору судебной палаты, которым в это время был Смирнов ... . В то время судебные чины, вообще суд и прокурорский надзор действительно имели полную самостоятельность в суждениях и убеждениях; т. е., все новые судебные учреждения в то время состояли из лиц, который пользовались независимостью суждений. Смирнов, в конце концов, не счёл возможным утвердить этот обвинительный акт, находя, что как я, так и Чихачёв привлечены быть не можем, так как, собственно говоря, никакого преступления мы не совершали. Соучастниками же дорожного мастера точно также признать нас нельзя, потому что соучастники могут быть только при преступлении, заранее обдуманном, а так как дорожный мастер не привлекается за преступление, заранее обдуманное, то, следовательно, и мы его соучастникаии быть не можем. Таким образом, Смирнов отказался составить обвинительный акт, по которому были бы привлечены к ответственности Чихачёв и я. В это время в Петербурге, под влиянием ложно либерального настроения, поступили таким образом: передали это дело из одесского окружного суда в каменецкую уголовную палату старого времени. Новые суды уже были открыты, в это время, в Херсонской губернии и Одессе, — в Каменец-Подольске же они ещё не были открыты. Раз дело было передано в старый суд, то мы отлично знали, что старый суд решит дело так, как ему прикажут сверху. Поэтому, когда дело было назначено к слушанию, ни я, ни Чихачёв не только не поехали на суд, но даже не послали своих поверенных. И вот, нас всех заочно приговорили: дорожного мастера, меня и Чихачёва к 4-м месяцам заключения. Но через некоторое время последовало объявление войны. Чихачёв был сделан начальником обороны Чёрного моря, а я фактически вступил в управление железной дорогой и переехал в Бухарест, где участвовал в предварительной конвенции с Румынскими железными дорогами, по вопросу о перевозке нашей армии посредством румынских железных дорог, а затем вернулся обратно
С председателем Русского общества пароходства и торговли, адмиралом Николаем Матвеевичем Чихачевым, мы сработались, и надо сказать, что работа с ним была удовольствием. В нем не было ничего от бюрократа; он был живым и энергичным человеком, умным, инициативным и с хорошей русской смекалкой. Самое же главное, работал он не потому, что от этого могла получиться какая-нибудь польза для него лично, а просто потому, что любил работу как таковую и себя в ней видел не дельцом, а человеком общественным. На свою работу он смотрел как на важное для России дело.

Награды

Кроме русских имел ино­странные награды: французский орден Почётного легиона, датский, прусский, бухарский ордена.

Памятные места

Именем Н. М. Чихачёва названы мыс в Татарском проливе, остров в Корейском проливе, остров в Япон­ском море, залив Японского моря.

В 1903—1904 годах именем Чихачёва была названа железнодорожная станция Чихачёво на ветке Дно-Новосокольники близ его родового имения — села Добрывичи.

Почетный гражданин города Одессы.

В Барнауле в честь Чихачёва названа одна из улиц города.

Семейное положение

Жена: баронесса Евгения Фёдоровна Корф.

Дети:

  • Николай (1859)
  • Евгения (1861)
  • Александра (1864)
  • Софья (1868)
  • Екатерина (1870)
  • Вера (1871—1953)
  • Анна (1872)
  • Наталия (1874)
  • Дмитрий (1876—1919)

Примечания

  1. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. Л.: Наука. 1984
  2. Воспоминания. — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 1. — С. 309. — 75 000 экз.
  3. Витте С. Ю. Избранные воспоминания. 1849—1911 гг. — М.: Мысль. 1991. С. 303 ISBN 5-244-00225-2
  4. Врангель Н. Е. Воспоминания: от крепостного права до большевиков. Глава 4. (1878-1895). Русское общество пароходства и торговли.

Источники

Ссылки

  • Чихачёв, Николай Михайлович
  • Чихачёв Николай Михайлович
  • Железнодорожные катастрофы, крушения, аварии в СССР и России
  • Отечественныя записки: : Том 224,Часть 2 - Страница 296


Tags: Чихачёв анатолий иванович, николай чихачёв фото, чихачёв александр юрьевич.