Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Эдди рознер слушать онлайн, эдди рознер и его труба, эдди рознер может быть, эдди рознер прощай любовь.

Эдди Рознер
Профессии

трубач, скрипач, композитор, дирижёр

Жанры

джаз, свинг, эстрада

Э́дди Ро́знер (Адо́льф Эдуа́рд Рознер, Адо́льф Игна́тьевич Ро́знер, Эдди Игнацы Рознер, Eddie Rosner; 26 мая 1910, Берлин — 8 августа 1976, Западный Берлин) — джазовый трубач, скрипач, дирижер, композитор и аранжировщик.

Как блестящий импровизатор был прозван «белым Армстронгом». Автор многочисленных джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, В. Масса и М. Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна, Б. Дворного и др.) и джазовых аранжировок. Заслуженный артист Белоруссии (1944). Один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР, чьи записи были дважды запрещены.

Содержание

Германия и Польша

Родился в Берлине в семье польских евреев. Отец — Игнатий Рознер — был ремесленником, эмигрировавшим в Германию из Польши, мать — Роза Рознер (в девичестве Лямпель) — домохозяйка. В семье было 6 детей.

Адольф уже в 1916 был принят в музыкальную консерваторию Штерна в Берлине, которую закончил с отличными оценками по классу скрипки в 1920 и поступил для продолжения музыкального образования в Берлинскую высшую музыкальную школу на Кантштрассе. Занимался у профессоров К.Флеша и Ф.Шрекера. Вскоре меняет специализацию со скрипки на трубу, увлекается джазом, с 1928 выступает солистом-трубачом в оркестре Марека Вебера в Гамбурге, затем в джаз-оркестре Стефана Вайнтрауба «Weintraubs Syncopators». В конце 20-х — начале 30-х годов XX века считался лучшим трубачом Европы. На круизном пароходе работает в джаз-оркестре и совершает круизы из Гамбурга в Нью-Йорк. В середине 1930-х Рознер создает собственный джазовый состав, он играет на двух трубах одновременно.

С приходом в Германии в 1933 к власти нацистов бежит в Польшу. Отказывается от имени, не желая быть тёзкой лидера немецких нацистов, берет артистический псевдоним Ади (позже — Эдди) и организует новый джаз-оркестр, с которым гастролирует во Франции, в Латвии и других европейских странах, записывается на пластинки. Знакомится в Варшаве с дочерью знаменитой актрисы и режиссёра еврейского художественного театра Иды Камински актрисой Рут Камински и позднее вступает с ней в брак.

Госджаз Белоруссии, Магадан

После начала 1 сентября 1939 Второй мировой войны перебирается с членами семьи Камински и группой музыкантов в Белоруссию, где в Белостоке организует джаз-оркестр, вскоре получивший статус Государственного джаза БССР, и становится его руководителем. В годы Великой Отечественной войны оркестр давал многочисленные концерты как в тылу, так и на фронте. Биг-бэнд Эдди Рознера стал одним из первых советских джаз-оркестров, исполняющих музыку в стиле свинг. В ансамбле работали Юрий Бельзацкий, Вадим Людвиковский, Пиро Рустамбеков, Луи Маркович и др.

Историк советского джаза Яков Басин писал:[1]

И все же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера. Артистизм, непринужденность, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а легкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владеющему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся»

В 1946 году в связи с развернутой в СССР критикой джаза как музыкального направления Эдди Рознер вместе с женой — еврейской актрисой Рутой Каминской (дочерью известной актрисы театра на идише Иды Каминской) и дочерью пытается полулегально вернуться в Польшу, но был подвегнут аресту Львовским управлением НКВД. Приговорен к 10 годам лагерей и сослан на Колыму, где собирает лагерный оркестр. Рут Камински приговаривают к 5 годам лагерей и ссылают под Кокчетав. Оставшуюся без родителей 4-летнюю Эрику, дочь Эдди и Рут, на время заключения родителей забирает в Москву друг семьи Рознеров Дебора Марковна Сантатур (в девичестве Товбина, дочь М.Товбина)

Освобожден в 1954 году. После освобождения и воссоединения в Москве семейная жизнь не заладилась — Эдди и Рут разводятся, Рут с Эрикой уезжают в Варшаву, а спустя несколько лет — в Нью-Йорк. Эдди позднее вступает в брак с танцовщицей оркестра Галиной Ходес, ставшей его третьей женой.

Джаз Мосэстрады (1954—1971)

В 1954 году при Мосэстраде Рознер создал Эстрадный оркестр, наряду с многочисленными выступлениями снимавшийся в кинокомедии «Карнавальная ночь». От большинства советских бэндлидеров, появлявшихся на публике обычно в амплуа дирижёров или конферансье, присутствие Рознера на сцене отличалось виртуозными инструментальными соло и безукоризненным артистизмом. Оркестр принадлежал к числу ведущих свинговых составов в СССР, постоянно гастролируя по городам Союза с красочными шоу-программами, включавшими в себя универсальную палитру произведений — от амбиентной музыки отдыха до «песен народов мира». Творческое кредо определялось верностью джазовому мэйнстриму, при этом репертуар выходил за рамки джаза, что было обусловлено как широтой музыкальных интересов самого Рознера, так и требованиями, предъявлявшимся в ту пору к государственным концертным биг-бэндам.

Приглашался оркестр Рознера и на телевидение, в основном для участия в новогодних Вадим Монин, Владимир Макаров, Лев Пильщик, Бедрос Киркоров, Салли Таль, Ирина Подошьян, Тамара Кравцова, Камилла Кудрявцева, Анастасия Кочкарева, Вида Вайткуте, Наталья Заболотная, Евгения Завьялова, вокальные квартеты «Аккорд» и «Четыре Ю».

С оркестром сотрудничали знаменитые степисты (чечеточники) В.Зернов, А.Быстров, братья Гусаковы, Владимир Кирсанов, конферансье А.Степин, Г.Гриневич, В.Гилевич и О.Марусев, писатели-сатирики Ю. Благов и В. Поляков, драматурги Б.Рацер, В.Константинов и И.Виноградский, постановщики Борис Сичкин и Владимир Канделаки, композитор Давид Тухманов (в качестве пианиста). В разное время в биг-бэнде Рознера работали лучшие джазмены страны: барабанщики Борис Матвеев, Станислав Стрельцов, Виктор Епанешников, Юрий Ветхов, Александр Симоновский, контрабасисты и аранжировщики Эгил Шварц и Игорь Кантюков, мультиинструменталист Давид Голощёкин, саксофонисты Анатолий Герасимов, Александр Пищиков, Владимир Коновальцев, Виктор Подкорытов, саксофонисты и аранжировщики Геннадий Гольштейн и Виталий Долгов, трубачи и аранжировщики Ярослав Янса и Владимир Василевский, трубачи Константин Носов и Радамес Шакаров, пианист и аранжировщик Николай Левиновский, тромбонисты Александр Сухих и Александр (Саша) Кофман и др.

Пользовались популярностью и другие артисты оркестра (сайдмены). Среди них Ю. Цейтлин, Г. Домани, В. Забродин, И. Просенков, В. Ремизов (трубы), Леонид (Илья) Алчеев, Г. «Жорж» Фридман, Т. Ахмедов, М. Матвеев, А. Мечль, А. Чех (саксофоны), В. Богданов, М. Фурсиков, А. Хартюнов, А. Морозов (тромбоны), Павел Гофман, Л. Беймшлаг, Г. Парасоль, В. Трофименко, В. Меликян, Б. Соркин (скрипки), Луи Маркович (гитара), В. Смирнов (контрабас), Л. Зеликсон и В. Шафран (ф-но), аранжировщики Г. Ляховский, В. Хорощанский и другие. Оркестр Рознера — участник московского джазового фестиваля «Джаз-67». По свидетельству Геннадия Львовича Гольштейна, оркестр был в ту пору «очень современным по звучанию — лучшим в стране» и на фестивале выступил «с грандиозным успехом». Вклад биг-бэнда в развитие джаза и эстрады в России трудно переоценить.

Вышедшее в мае 1969 года постановление Совета Министров РСФСР за номером 319 («Вопросы главного управления культуры РСФСР») предписывало распустить ряд эстрадных коллективов. Мода на ВИА ставила под сомнение рентабельность больших оркестров, происходило дальнейшее размежевание джазовой и эстрадной музыки, намечались «ротация звезд», новый виток борьбы с западными влияниями и новые негласные ограничения для евреев. Оркестр продолжал оставаться невыездным. Рознер безуспешно хлопотал о туристической визе, желая посетить родственников, проживающих в США. Тщетными оказались надежды Эдди Игнатьевича на то, что он будет представлен к званию Заслуженного артиста Российской Федерации. Все эти факторы ускорили развязку. В 1971 году «Росконцерт» вынудил Рознера уйти на пенсию. При Гомельской филармонии Эдди Рознер собирает свой последний биг-бэнд (в нём играли некоторые будущие создатели ВИА «Синяя птица») и в январе 1973 возвращается в Германию (Западный Берлин), где после продолжительной болезни 8 августа 1976 уходит из жизни. Похоронен на Еврейском кладбище берлинского р-на Шарлоттенбург-Вильмерсдорф (район известен с 20-х гг. XX века как центр русской эмиграции).

Продолжение традиций

Несмотря на то, что имя Рознера в 1973-88 гг. официально было предано забвению, а большинство записей размагничено, часть бывшего рознеровского коллектива в Москве фактически удалось сохранить: на его основе был создан концертный оркестр «Современник». Под руководством джазового пианиста и аранжировщика Анатолия Кролла оркестр работал с Е.Мартыновым, Ю.Антоновым, Л.Серебрянниковым и Л.Долиной, выпустил программы «Антология джазового вокала» и «Антология биг-бэнда», участвовал в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Прекратил существование в 1991 году.

После войны джазовый коллектив «Белорусский диксиленд» при Белорусской филармонии создал Авенир Вайнштейн, возглавивший впоследствии группу «Авенир-бэнд», состоящую из музыкантов тех лет[2][3].

С 1987 года на эстраде выступает Государственный концертный оркестр Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга, принявший участие в ряде концертов, посвященных Рознеру, в том числе в 1993 году в Москве (музыкальное шоу «В компании Эдди Рознера»). Сам Финберг, личное знакомство которого с Рознером состоялось в начале 1970-х гг., считает свой биг-бэнд правопреемником белорусского Государственного джаз-оркестра.

14 декабря 2001 года в Москве в Зале Чайковского состоялся уникальный исторический концерт «Эдди Рознер. Возвращение оркестра». Импресарио Майей Кочубеевой впервые в нашей музыкальной культуре был воссоздан легендарный оркестр. В мировой практике это называется ghost-orchestra, подобно американским оркестрам К. Бейси, Г. Миллера, А. Шоу, Т. Дорси, Д. Эллингтона (в меньшей степени). Оригинальные партитуры 1940-х гг. по записям с грампластинок специально для этого концерта реставрировал выдающийся аранжировщик Владимир Георгиевич Прохоров. Была задача воспроизвести звук оркестра, который был утрачен с отъездом Рознера. Музыканты отбирались по умению владеть стилем на основе двух ансамблей — «Moscow Band» Заслуженного артиста России Владимира Лебедева и «Горячая девятка» Всеволода Данилочкина, которые, к слову, были авторами нескольких аранжировок.

В концерте также принимали участие: народный артист России Юрий Дранга (аккордеон), заслуженные артисты России — солист оркестров Утёсова и Эдди Рознера Борис Васильевич Матвеев (ударные), Виктор Фридман (фортепиано), Иван Станишевский (кларнет, т-саксофон), а также известнейшие московские солисты — ветеран советского джаза Евгений Баранов (труба, вокал), Владимир Галактионов (труба), Константин Гевондян (труба), Виктор Подкорытов, Константин Горшков, Игорь Тертычный (кларнеты, саксофоны) и другие.

В зале присутствовали пани Ирэн Маркович (супруга Луи Марковича, солиста оркестра Эдди Рознера), Галина Цейтлина (супруга Юрия Цейтлина, многолетнего друга и автора песен из репертуара оркестра), многие другие современники, заставшие и знавшие Эдди Игнатьевича, в том числе ветераны советского джаза.

Этот концерт с тем же оглушительным успехом был повторён 6 октября 2002 года в рамках фестиваля «Российскому джазу — 80» и персонального абонемента Заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Баташева, но другим составом и в другом зале. На сей раз в Большом зале Московской Консерватории выступил биг-бэнд Федеральной пограничной службы России под управлением Народного артиста России Владимира Вепринцева.

В Германии произведения Эдди Рознера, а также мелодии из его репертуара постоянно исполняет ансамбль «The Swinging Partysans» под руководством Дмитрия Драгилёва, периодически к рознеровскому наследию обращаются саксофонист Эмиль Мангельсдорф, квартеты Дирка Энгельхардта и Петера Клинке. В числе интерпретаторов Рознера в современной Польше — Збигнев Куртыч и Мацей Маленчук.

Летом 2010 года в рамках Германо-российского фестиваля в Берлине состоялся первый джазовый фестиваль имени Эдди Рознера (координатор — Дмитрий Драгилёв).

Источники

  • Саульский Ю. Эдди Рознер — вечный скиталец // Музыкальная жизнь. — 1990. — № 13.
  • Цейтлин Ю. Взлеты и падения великого трубача Эдди Рознера. — М.: Оникс, 1993. — 84 с.
  • Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995. — С. 238. — 4 000 экз. — ISBN 5-88123-007-8
  • Левиновский Н. Эдди Рознер — золотая труба // Новое русское слово. — 1996.
  • Басин Я. Эдди Рознер: музыка и тьма, 1998.
  • Айзикович Т. Маэстро // Чайка. — 2002. — № 10.
  • Скороходов Г. Тайны граммофона. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. — 448 с — ISBN 5-9265-0136-9
  • Драгилёв Д. Эдди Рознер между Берлином и Москвой // ЕГ. — 2005.
  • Бродская Н. Хулиганка. — М.: Издательское бюро Арнольда Фирта , 2005. — 127 с — ISBN 5-9688-0004-6.
  • Кудряцева, К. Как я работала в оркестре Эдди Рознера, Проза. Ру. — 2006.
  • Драгилёв, Д. Лабиринты русского танго. — СПб.: Алетейя, 2008. — 168 с — ISBN 978-5-91419-021-4.
  • Слюсарева,Е. Интервью с Дм.Драгилёвым, Джаз.Ру. - 2010.
  • Драгилёв, Д. Эдди Рознер: шмаляем джаз, холера ясна! — Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2011. – 360 с., иллюстративные вклейки, подарочный CD, — ISBN 978-5-89533-236-82.

Примечания

  1. Февральский джаз
  2. Джаз в Минске
  3. Белорусский джаз еврейской национальности.

Шаблон:Муар

Tags: Эдди рознер слушать онлайн, эдди рознер и его труба, эдди рознер может быть, эдди рознер прощай любовь.