Medrikon.ru

Народный сайт medrikon.ru

Метки: Uss nautilus 1799, uss nautilus operation sunshine, uss nautilus ssn-571, uss nautilus ss-168, uss nautilus ii, uss nautilus 1838.

«Наутилус» (SSN-571)
USS Nautilus (SSN-571)
«Наутилус» на испытаниях
История корабля
Государство флага  США (до 1976)
 США (после 1976)
Спуск на воду 21 января 1954 года
Выведен из состава флота 3 марта 1980 года
Современный статус корабль-музей
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Классификация НАТО Nautilus
Скорость (надводная) 20 узлов
Скорость (подводная) 23 узлов
Экипаж 11 офицеров, 100 матросов
Размеры
Водоизмещение надводное 4157 т
Водоизмещение подводное 4222 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 97 м
Ширина корпуса наиб. 8,2 м
Силовая установка
двухвальная, ядерный реактор S2W, турбины. Тепловая мощность — 9860 кВт, мощность на валу - 13 400 л.с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды
Изображения на Викискладе

USS Nautilus (SSN-571) — первая в мире атомная подводная лодка, спущена на воду в США в 1954 году.

Содержание

Описание

Наутилус был первой в мире атомной подводной лодкой. От дизель-электрических лодок отличался не только наличием новой энергетической установки, но также и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. В то же время, по форме наружных обводов корпуса лодка практически не отличалась от дизель-электрических. При водоизмещении Наутилуса около 4000 т двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала мощность 13 800 л.с. и скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов 235U в месяц[источник не указан 582 дня]. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов и выносливости личного состава.

Однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 т).

Энергетическая установка

Однореакторная, двухвальная. Реактор марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн», мощностью 9860 кВт. К.П.Д. энергетической установки достигал 16%. Корпус реактора весил около 35 тонн, имел форму цилиндра со сферической крышкой и полусферическим днищем. Высота реактора 3 м, диаметр 2,7 м. Корпус реактора крепился в вертикальном положении на основании цистерны водяной защиты которая, в свою очередь крепилась на фундаменте в трюме реакторного отсека. Вместе с водяной и композитной защитой высота реактора составляла около 6 метров, а диаметр 4,6 метра. Активная зона реактора цилиндрической формы диаметром около 1 метра. Общий вес загрузки реактора около 100 кг.

Для аварийных случаев и прибрежного маневрирования на лодке имелись два дизель-генератора, а также устройство типа «шноркель».

Шум

По этому параметру лодка была крайне неудачной. Работающие турбины создавали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла.[1] Лодка становилась глухой, к тому же такая шумность демаскировала её. В серию она не пошла, а негативный опыт был учтён при разработке последующих проектов.

История корабля

Поход к Северному полюсу

3 августа 1958, пройдя в подводном положении подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса, став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.

Запись в штурманском журнале: Nautilus, 90N, 19:15U, 3 августа 1958, Северный полюс
Марка США, посвящённая походу

Происшествия

  • В августе 1957 года сорвалась первая попытка похода на Северный полюс. Зайдя под паковые льды, Наутилус попытался всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, но напоролся на дрейфующую льдину, серьёзно повредив единственный перископ. Командир Андерсон на сей раз повернул назад, но не сдался и через год добился своего.
  • В 1958 году вовремя обнаружено проникновение забортной воды внутрь прочного корпуса. Течь возникла в машинном отсеке вследствие того, что главный конденсатор паротурбинной установки не обладал необходимой коррозионной стойкостью. Течь могла привести к выходу из строя энергетической системы корабля.
  • 4 мая 1958 года на лодке, находящейся в подводном положении, вспыхнул пожар из-за воспламенения тепловой изоляции турбины высокого давления. Изоляция тлела уже несколько дней, но запах связывали со свежей краской, пока наконец не возникло внезапное сильное задымление отсека. Попытка всплыть на перископную глубину и вентилировать отсек шноркелем была безуспешна. После всплытия в надводное положение отсек провентилировали через люк, только после этого обнаружили источник дыма. При первой попытке снятия тлеющей изоляции вырвалось открытое пламя, которое сбили пенными огнетушителями. Затем личный состав ещё в течение нескольких часов боролся с возгоранием, очаг был ликвидирован. Возможно, имелись жертвы, но данные об этом весьма противоречивы. После этого во избежание повтора изоляцию со второй турбины тоже срезали.
  • Осенью 1959 года корабль чудом избежал столкновения во время всплытия с американским эскадренным миноносцем у о. Ньюфаундленд.
  • 10 ноября 1966 года Наутилус в ходе учений в перископном положении маневрировал, готовясь атаковать авианосец USS Essex (CV-9) (точнее на тот момент корабль уже был переклассифицирован в CVS-9). Поизошло столкновение. Авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву. Лодка серьёзно повредила рубку, но хода не лишилась и пошла в базу на ремонт.

См. также

Ленинский комсомол (подводная лодка)

Ссылки

  • sub.atomlink.ru // АПЛ «Наутилус»

Примечания

  1. Riddell lecture 2004

Литература

  • А. Е. Тарас Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4
  • И. А. Быковский Атомные подводные лодки. — Л.: Судпром ГИЗ, 1963. — 226 с.

Tags: Uss nautilus 1799, uss nautilus operation sunshine, uss nautilus ssn-571, uss nautilus ss-168, uss nautilus ii, uss nautilus 1838.